flojolet (flojolet) wrote,
flojolet
flojolet

Categories:

Последнее десятилетие детства в России. Дальше — тишина... и тихий ужас



В очередной раз не проанализировав и не обсудив результаты предыдущей программы, власти готовят новый план действий в интересах детей, фактически повторяющий тезисы предыдущей программы

Отказ от обсуждения с родительской общественностью проекта плана Десятилетия детства до 2020 года, подготовленного Министерством труда и социальной защиты, может окончательно закрепить в России ювенальную юстицию. Документ готовили с вопиющей поспешностью и безалаберностью и не обсуждали с родителями.
По всей стране этим возмутились тысячи активистов общественных организаций. В частности, только 1 и 2 августа к приемным президента в 45 городах России на одиночные пикеты вышли более ста активистов из «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС).

Их беспокоит то, что план Десятилетия детства бессистемен и составлен не только без обсуждения с общественностью, но даже без анализа результатов завершившейся в 2017 году Национальной стратегии действий в интересах детей 2012−2017 гг.

Активисты, которые в мае и конце июня выходили на пикеты с требованием проанализировать политику в интересах детей на предмет ювенальных норм перед принятием плана мероприятий в рамках вышеуказанной программы, продолжают надеяться на диалог с властью. Эксперты родительских организаций напоминают, что следствием предыдущей принятой под патронатом стратегии, стал печально известный закон о декриминализации побоев, или «закон о шлепках», который с большим трудом удалось отменить.



Напомним также, что и другие нормы, не такие громкие, как закон «о шлепках», привели к многочисленным изъятиям детей из семей. О чем в мае 2017 года заявила сенатор Елена Мизулина, по словам которой, такое большое количество изъятых детей в России говорит о почти сложившейся ювенальной системе в стране.

По данным, представленным Мизулиной, в РФ только за 2015 год было изъято из семей свыше 300 тыс. несовершеннолетних. Причем из них лишь 13% были признаны безнадзорными, остальные 87% были изъяты временно на разный срок пребывания в детских учреждениях, от нескольких месяцев до года и более. Речь идет, видимо, о сложившейся системе: изъятия нужны, чтобы «крутить» бюджетные деньги, выделяемые на содержание изъятых на время детей.

Кратковременные изъятия выгодны сразу трем ведомствам: медицинскому учреждению, которое содержит ребенка и обследует его для передачи далее в социально-реабилитационные центры, сами социально-реабилитационные центры, а затем уже организации соцзащиты, которые навязывают такой семье социальный патронат. С этой точки зрения, нужно изымать именно на время больше детей. Тогда объяснимы другие следствия Стратегии — детей же надо откуда-то изымать, чтобы потом вернуть и поставить семью на контроль.

Вообще, результаты этой «пятилетки» настолько существенны, что их анализ необходимо проводить отдельно. Тем не менее, давайте коротко их перечислим, и поймем, к какому пониманию семьи и детства нас тащат ювенальные авторы.



Первое — это, собственно, права семьи. Запланированное в документе «развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей» привело к торжеству в системе правосудия установки, что «права детей выше прав их родителей». То есть теперь права детей рассматриваются отдельно от их семьи. Это приводит к тому, что государственные служащие перестали отличать родные семьи от приемных. Что и объясняет приведенные Мизулиной цифры: растет количество детей, изъятых из родных семей, например, за «бедность».

К вопросу о бедности. В документе декларировалось «сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода». Если бы было так, и изымать бы не приходилось. Однако, по факту средства пошли исключительно замещающим семьям, патронатным и опекунским. А эти выплаты зарплат замещающим родителям (не усыновителям!) и средств на их содержание, привели к тому, что дети стали инструментом для зарабатывания денег — их все чаще стали брать из-за этого. И на форумах в интернете уже не стесняются это обсуждать: с прямыми выкладками, сколько детей взять и насколько это выгодно. И как их можно вернуть, в случае чего. А семьям с родными детьми помощь оказывается на порядок меньше.

Родная семья же, не получив поддержки, получила «шлепок»: вместо заявленного в Стратегии «обеспечения для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним», ювенальное лобби протолкнуло «закон о шлепках». То есть, ФЗ-323, по которому родственники приравниваются к хулиганам и экстремистам, и за так называемые побои (шлепки, щипки, удержание и вообще любое физическое воздействие) наказываются также строго. Этот закон был отменен под давлением общественности.



Есть ли насилие и жестокость к детям в российских семьях? Безусловно, как и везде, инциденты есть. Однако НКО раздули цифры, не гнушаясь прямой лжи, до небес и попытались выставить русских «нацией детоубийц». Что, опять же, было пресечено общественностью. В Стратегии же предусматривалось «обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье».

Что же получилось в итоге? Для нас рядовых граждан ничего хорошего: начался сбор персональных данных о семьях через школы; навязывание семьям в трудной жизненной ситуации соцобслуживания под угрозой отнять детей; рост интереса НКО для выявления «неблагополучных семей», причем под данное определение может попасть любая российская семья; организация межведомственных «рейдов» по семьям в целях выявления неблагополучия, а фактически вмешательство в личную жизнь граждан.

Ну хорошо, в результате грамотных действий опеки и полиции ребенок из семьи, где к нему были жестоки, изъят. Куда его поместить? Стратегия говорит о «реформировании за пять лет сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». На деле были закрыты десятки детских домов, даже самые передовые — «семейного типа», а учреждения для детей сирот таки были реформированы — они теперь стали реабилитационными центрами. Дети из них передаются в семьи под зарплату, при этом осуществлять контроль за такими семьями на порядок сложнее, чем за детскими домами. Как показывает практика, контроль практически не осуществляется, а количество резонансных случаев о насилии и даже смерти детей в таких семьях растет. Чем не рынок детей?



Еще одним итогом Стратегии стало почти введение в действие базы данных «Контингент», в которую должны были быть внесены наши с вами личные данные и данные детей. Ах, да, в Стратегии же говорилось про «защиту образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Оцените изящество задумки: вместо помощи и предоставления доступного и качественного образования, детей, проживающих в условиях районов Крайнего Севера решили сначала подсчитать. Может быть для того, чтобы потом удобнее было изымать? А на основе этого опыта ‑ и других детей? Остановить законопроект удалось на самом последнем этапе его принятия: на него наложил вето президент РФ Владимир Путин.

Еще немного об образовании. Сказать, что там дело совсем плохо — не сказать ничего. И не последнюю роль в этом сыграла Стратегия. Заявленная в ней «государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей» превратилась в массовое закрытие библиотек, особенно детских, по всей стране и безвозвратную утерю их фондов.

Декларация о реализации «прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» на практике превратилась в закрытие школ и детских садов санаторного и коррекционного типа. Кроме того, в школах начали навязывать инклюзивное образование, которое неминуемо ведет к снижению уровня образования всех детей: здоровые дети недополучают учебный материал, а дети, имеющие ограничения по здоровью — педагогическую и медицинскую помощь.

«Продленка» стала на 90% платной, в Дома творчества и кружки попасть сложно: Дома творчества реорганизуют, а кружки становятся платными. В целом можно говорить о разрушении системы доступного дополнительного образования.

А еще система государственно-частного партнерства пришла в сферу отдыха и оздоровления детей. Отметим, что Стратегией это прямо провозглашалось. Проблема в том, что модель государственно-частного партнерства вынуждает к созданию коммерческого сектора в местах отдыха и лечения, что резко снижает доступность к оказанию медицинской, реабилитационной и иной помощи. И, конечно, отсутствие контроля за НКО, занимающихся коммерческим детским отдыхом: именно из-за этого произошла трагедия на Сямозере в Карелии. Кроме того, в 2017 году по стране прокатилась волна отравлений детей по детским лагерям.

Хватит? Или еще рассказать — про планируемую реформу судебной системы с созданием ювенальных судов, после чего ювенальная юстиция по западному образцу в России будет введена окончательно, про присвоение КДНиЗП семьям статуса «социально-опасное положение» (СОП) по широким основаниям — а присвоение такого статуса приводит к вмешательству служб в дела семьи и инициализации процесса постоянного наблюдения за ней и Комиссии исходят из принципа презумпции виновности родителей, про передачу на аутсорсинг организации питания в детских учреждениях для экономии средств на зарплатах поваров?

И вот в очередной раз не проанализировав и не обсудив результаты предыдущей программы, власти готовят новый план действий в интересах детей, согласно подписанному президентом РФ Владимиром Путиным указу. Речь идет об указе от 29 мая 2017 года, которым объявлен период с 2018 по 2027 годы Десятилетием детства. И это новое «Десятилетие детства 2018−2027», по мнению чиновников, призвано продолжить проекты, начатые согласно закончившей свое действие Стратегии…



Также примечательно еще и то, что проект Минтруда даже не обсуждали, не считая слушаний в Общественной палате РФ. О них следует рассказать отдельно.
Слушания проводились 26 июля и готовились в спешке — проект плана был разослан участникам всего за один день до слушаний. Как можно разобраться во всех 204 пунктах плана, составленных разными ведомствами и фондами, и проанализировать их — вопрос открытый. Видимо, это и не предполагалось. Отметим, что и собраны эти пункты в единый документ безалаберно: составлялись они фондами и ведомствами исходя из их собственных соображений, никакого единого плана действий в документе изложено не было.

Сенатор Мизулина на слушаниях прямо назвала предлагаемый документ тем, чем он и является — «компотом». Ее мнение поддержал председатель Красноярского краевого отделения РВС, член Гражданской ассамблеи Красноярского края Андрей Никитин. Мизулина и Никитин предложили самый простой вариант: перенести подписание плана Десятилетия детства на ноябрь, так как такие основополагающие для страны документы необходимо обсуждать на региональном уровне, а для этого нужно время.

РВС выдвинуло и свои предложения относительно плана Десятилетия детства, они были направлены в Минтруда РФ. В письме организации, помимо конкретных предложений, говорится о том, что необходимо, прежде всего, широко обсудить и дать оценку результатов Национальной стратегии в интересах детей 2012−2017 гг. По мнению организации, планированием можно заниматься только тогда, когда проведен анализ предыдущих действий и выбраны цели государства в семейной политике. Для достижения этих целей и должен разрабатываться план.



Программы же, по мнению общественников, должны быть следующими: «Целями и задачами программ необходимо считать задачи, направленные на сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей. К ним относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

Родительская общественность надеется на конструктивный диалог с властями и на то, что удастся повернуть семейную политику в традиционное русло, не ставя над российским обществом эксперименты по внедрению западных ювенальных технологий. И для этого есть основания: Путин ранее прямо заявил о необходимости остановить внедрение в России ювенальных технологий.

Анастасия Большакова, Анастасия Громова

ИА Регнум

Tags: Десятилетие детства, РВС, ювенальная юстиция
Subscribe

promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments