Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
К кинофильму В. Пудовкина «Мать»
flojolet



После просмотра фильма Всеволода Пудовкина «Мать» не остается сомнений, что этот фильм не зря включили в список лучших фильмов мирового кинематографа.

Произведение Горького само по себе сильное. Читая его ранее, я больше акцентировалась на главном герое, не смотря на то, что там все о матери. Благодаря работе Пудовкина главная сторона произведения раскрылась для меня яснее.

Но сперва о том, что в фильме впечатлило.

Сразу бросается в глаза лаконичность текстовых вставок в фильме: «Мать», «Сын», «Черная сотня». И на самом деле эти тексты, дополняющие видеоряд, достаточны. В голову приходит мысль о том, что язык не может передать весь объем информации. И, пожалуй, если бы у Пудовкина была возможность использовать звук, то было бы только хуже. Речь героев размыла бы фокус внимания на нечто маловажное. Продуманность сюжета и согласованность всех методов выражения мысли в фильме делают речь неважной и почти ненужной.

Второе сильное впечатление на меня произвели метафоры режиссера: сравнение действий людей с природными явлениями. Вода и грязь характеризуют все процессы, происходящие в фильме. Бурные потоки воды очень ясно перекликаются с действием. Ледоход на реке вообще сложно как-то двояко понять. Но больше почему-то впечатлила грязь. Первый раз по глубокой грязи, утопая в ней женскими модельными ботиночками, Анна несет к Павлу в дом оружие. Грязь глубока, а тьма вокруг людей кромешна. Затем грязь появляется под ногами разных персонажей. Камера это снимает всегда сверху и немного под углом. С течением фильма грязи становится меньше. Момент демонстрации характеризуется уверенным ручьем, который течет по грязи. И совсем почти посуху бежит Павел к демонстрантам в конце фильма. В момент расстрела люди падают в грязь, как будто она опять стала глубже.

Впрочем, это некие впечатлившие меня детали, хоть и важные, но все же детали. Главное для меня — это раскрывшаяся тема матери в произведении. Вроде бы очевидно — Горький назвал произведение «Мать», но почему-то при прочтении мне запомнилось другое. В фильме благодаря игре Веры Барановской показан образ маленькой и простой женщины, у которой нет ничего и при этом есть самое важное — любовь. Любовь к сыну дает ей силы высунуть голову из беспросветной жизни и почувствовать нечто, что режиссер показал в фильме ледоходом. Она спасает сына не просто как мать, она начинает понимать важность событий. И все это пришло к ней через глубокую любовь, которая заставила не просто стать раздавленной горем, но пройти через это горе дальше.

Полагаю, что всю глубину произведения мне все еще увидеть не удалось. События собственной жизни позволяют понимать героев лучше, примерять на себя их «одежду». По большому счету я и есть эта мать. И во многом моею деятельностью движут сходные мотивы с героиней фильма.



?

Log in

No account? Create an account