Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
«Перспективное» ИЗО в 1 классе
flojolet

Солнцев Федор Григорьевич "Крестьянское семейство перед обедом"

Интерес к современным учебникам для младших классов погнал меня в соседнюю школу, где я смогла на время раздобыть комплект учебников для первого класса системы «Перспективная начальная школа» издательства Академкнига. Почему именно этот? Потому что у нас в городе и, как я понимаю, во всей Московской области именно на эту систему сейчас заставляют переводиться учителей младших классов.

Передо мной учебник «Изобразительное искусство, 1 класс» И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. В обращении к школьнику написано:

«Этот учебник поведет тебя от привычного мира твоего дома, окружающей тебя природы, знакомых людей и событий в новый, неизведанный мир изобразительного искусства».

И вот первый урок про дом, показаны разного рода жилые дома, предлагается нарисовать/слепить/склеить домик. Нормально.

Вот урок про маму. Показаны картины известных и не очень художников, изображающих мать и дитя. Матери на некоторых картинах полуобнажены. Можно ли показывать это в 1 классе в первой четверти? Мне неизвестно, я не педагог. Но я бы некоторые картины показывать не стала чтобы не отвлекать внимание детей на обнаженную грудь на уроке. Вряд ли это их сильно травмирует, но точно отвлечет. Возникает вопрос, была ли проведена педагогическая экспертиза учебника? Но, в принципе, ничего катастрофичного. Нормально.

Третий урок – семья. И вот тут подборка изображений и вопросы к ним ставят меня в тупик. Не знаю, что почувствует первоклассник, отвечая на эти вопросы. Надеюсь, что читатели поделятся своими ощущениями.


Итак, изображение первое.



«Вот семья правителя Древнего Египта. Расскажи, что ты видишь. Сколько человек в этой семье? Как они относятся друг к другу? Как ты думаешь, почему солнце протягивает к ним свои лучики-ладошки?»

Я, признаться, с трудом идентифицировала, кто там мама, а кто папа. В любом случае, я затрудняюсь ответить, как они друг к другу относятся. И с какой целью солнце тянет к ним свои паучьи лапки мне тоже непонятно.
В общем, картинка из чуждой древней культуры, где были свои каноны изображения, на мой взгляд, совершенно не иллюстрирует для первоклассников такую важную тему, как семья.

Изображение второе. Л. Ленен «Семья молочницы»

«Перед тобой семья молочницы. Как ты думаешь, счастлива ли эта семья




«Чтобы проверить свое мнение, ответь на вопросы: 1) кто изображен на картине? 2) что делают герои картины? 3) что выражают лица героев? 4) как природа отражает настроение людей? 5) какими средствами художник показал, что это дружная семья?»

Вторая картинка в теме про семью, и ничего кроме глубокого несчастья и бедности нам авторы показать не смогли. Дружная ли это семья? Возможно, но скорее всего ее скрепляет ее безнадежная бедность. Ответить прямо на вопросы затруднительно даже взрослым людям. Живопись начала 17го века, как и древнеегипетская, тоже имеет свои особенности, без знания которых, анализировать произведения крайне сложно.

В качестве четвертого изображения дана картина Рембрандта «Святое семейство». Приводить здесь ее нет смысла. Картина хорошая, однако при ее разборе необходимо затронуть тему религии и, наверное, как-то развить. Это скорее полезно, хотя после первых двух уже становится утомительно.

Но самый апофеоз урока - это четвертое изображение. Работа современного художника А. Рубецкого «Семейные ценности».




«А вот работа современного художника. Что можно сказать об этой семье? Почему на героях картины изображены маски? Как художник сумел показать, что мама и папа доверяют друг другу? Почему на лице девочки маска? На ком еще надеты маски и почему?»

Когда я показала иллюстрацию (простите, но это не картина) мужу, он вообще засомневался, семья ли это. Тема масок крайне запутана и, похоже, выражает, что-то глубоко личное для художника. Но даже если снятые маски – это знак доверия женщины и мужчины на картине, то как догадаться об этом первокласснику?

После этого детям предлагают нарисовать свою семью. Думаю, что дети, конечно, откинут странные впечатления от увиденного и нарисуют семью без всяких странностей. Но урок был потрачен на то, чтобы тема семьи для ребенка стала чуть менее привлекательна, чем раньше. То есть, урок потрачен на то, чтобы немного разрушить личность ребенка.

Я боюсь спрашивать у авторов, которые, судя по одинаковым фамилиям, приходятся друг другу какой-то родней, имеют ли они какое-то представление о семье вообще? О том, какой образ семьи они хотят формировать у первоклассников?

Известны ли авторам другие произведения известных художников? У того де Луи Ленена есть картина «Крестьянская семья в интерьере», где хотя бы нет такой безнадежной печали как в «Семье молочницы». У Рембрандта есть «Семейный портрет», который было бы интересно обсудить.

Я уж не говорю о том, что есть и замечательные русские художники. У Ф.Г. Солнцева есть очень яркая картина «Крестьянское семейство перед обедом», рассматривая которую можно обсудить быт и жизнь крестьян два века назад. У Б.М. Кустодиева есть эмоциональное изображение его семьи «На террасе».

Хотелось бы читателям повести своих детей в «неизведанный мир изобразительного искусства» в представлении авторов учебника?



  • 1
ЛЮбопытно, что хотели услышать составители учебника вопросом о "лучиках-ладдошках"? Что это не солнышко с лучиками, а поклонение Эхнатона и Невертити богу-Атону? Что на картине показан первый монотеистических культ? Подискутировать о человеческих жертвоприношениях Солнцу у инков? Приносили ли в жертву Атону людей вообще и детей в частности?

Есть ощущение, что единственной целью реформаторы ставят запутать детей, ввести побольше неконретного, двусмысленного, вариативного, отвлекающего от сути. Любопытный ребенок начав разбираться немедленно увязнет и плюнет на затею. Не любопытный плюнет сразу.

Этот учебник - умствование какое-то без мысли о детях.

Срисовали с чужой методички и забыли

А мне вот кажется, что сами составляли. И идея - показать семью из глубины веков.

Не матерюсь исключительно потому, что чту административный кодекс. Не учебник, а каша. Причём плохо свареная.

Цель учебника - не детей образовать, а показать свою продвинутость и современность.

Наверное, первая картинка была бы уместна на уроке истории по теме Древнего Египта, и то с комментариями по символике. Вторая - в беседе о тяжелом труде бедняка, но разве можно по ней судить о счастье и дружбе в семье как таковой? Третья - вообще кошмар. Родители бесконечно далеки от всех обитателей дома, интересуются только друг другом. Ребенок им не доверяет, и на это хотят натолкнуть мысль учеников. Ребенок строит аналогичную позицию в отношении своих будущих детей, видимо, поэтому его кукла тоже в маске. Даже кошка. Настроение первой картины современнику понять невозможно без специальных знаний, вторая и третья откровенно безрадостны. Я на вскидку набрала в поисковике "изображение семьи в мировой живописи" - сколько добрых, трогательных картин, интересных для обсуждения сюжетов! НО авторы учебника выбрали почему-то эти.

Вот, хоть специалист пояснил мне, что на иллюстрации изображено... Я даже приблизительно не стала предполагать.

Такое чувство, что после странных изображений и вопросов, ставящих в тупик, должно последовать разъяснение учителя, как бы ставящее все на свои места.
Конечно, это разъяснение не может иметь отношения к сложным аспектам той или иной культуры, того или иного исторического периода.
Однако оно может содержать некий смысловой подвох.
Возможно, методические материалы к этому учебнику что-нибудь содержат.

Возможно, что-то и содержат.
Но вот недавно соседка рассказывала, что во втором классе детям на дом задали нарисовать портрет Моны Лизы по изображению в учебнике.

Принял бы участие в критическом разборе. Только с чем сравнивать данный учебник? С каким учебником, который является с Вашей точки зрения адекватным, с какой нормальной педагогической технологией, с какой методикой обучения рисованию? Когда-то, в лучшие времена, практиковался такой принцип: критикуешь - предлагай.

Так она предложило конкретный ряд: Ленон, Рембрандт, Солнцев, Кустодиев. Как он Вам?

Допустим, авторы учебника не искусствоведы, так их что, в Гугле забанили? Один из комментаторов предложил поискать "изображение семьи в мировой живописи". Даже Гугл не так плох, как эти.

Edited at 2016-11-27 04:32 pm (UTC)

я хренею, дорогая редакция!
вот ублюдки! возмущению предела нет.
единственное, что напрашивается, послать учебник в дальний пеший, и детям сказать: "не носите с собой эту книгу. берите лучше альбом потолще, фломастеров и красок побольше"

Это пол-дела. Вопрос в том, кто им реальный мир-то покажет, кто их хотя бы за пределы класса выведет, я уже не говорю про территорию школы. Что бы нечто попробовать нарисовать, его ж надо в действительности увидеть и повзаимодействовать с ним, а не на картинке и гугле встренуться.

Данные работы крайне интересны для изучения, но не в первом классе.

И даже не в четвертом, мне кажется...

В свете намечающихся благотворных реформ в школьном образовании нового министра Васильевой, считаю полезным отправить эту статью прямо в Минобраз, Васильевой. Это будет, наверное, гораздо полезнее для дела, чем только изложение праведного возмущения в ЖЖ...
ИМХО.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account