?

Log in

No account? Create an account

Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
О раннем изучении английского языка
flojolet


Сегодня позвонила знакомая и предложила отдать ребенка в группу изучения английского языка. Я, конечно, сразу отказалась. И сейчас расскажу почему.

Всем мамам, которые отдают детей в эти группы можно поставить 5+ за заботу. Но кроме заботы нужно еще понимать, насколько эффективна эта забота для ребенка и семьи.

Обычно рассуждают так: чем раньше ребенок начал учить английский язык, тем проще ему будет его учить в школе (а может вообще как на родном заговорит!) и он не будет мучиться как его родитель.

В целом утверждение совершенно ошибочное.


Потому что человек начинает говорить на неродном языке только тогда, когда это становится ему жизненно необходимо: попадание в языковую среду, необходимость коммуникаций. Пока всего этого нет – учить английский можно всю жизнь совершенно безуспешно.

Я, конечно, допускаю возможность такого глубокого личного интереса к языку, при котором его можно выучить и не находясь в языковой среде, но это крайне редкие случаи, не стоящие родительских денег, потраченных на ранние курсы.

Второе, что хочется отметить, это подходы к изучению языка. Я думаю, что подходы бывают разные, но я видела такой. Детям говорят, что заяц по-английски - рэббит . И потом они весело составляют такое предложение: «Рэббит прыгает по полянке». Наверное, со мной будут спорить, но это не английский. Это винегрет, не приближающий ребенка к пониманию языка. Кроме того, ребенок еще по-русски не всегда правильно составляет предложения.  А ему это круто замешивают на иностранных словах. Ну, вот так ребенок и будет говорить, пока его в школе не начнут переучивать (бедные учителя!).

Возможно, что и другие есть методы, более здоровые. Но все равно они ничего не дадут, так как вряд ли большинство родителей могут поддерживать в семье языковую среду, то есть попросту говорить по-английски. Потому что двуязычные дети – это те дети, которые живут в двуязычной среде. Я видела своими глазами и трехязычного ребенка. Родители девочки говорили на немецком и русском, а жили во Франции. Она вполне справлялась со всеми тремя языками, но с нею постоянно говорили на всех трех. Вы можете такое организовать своему ребенку? Некоторые могут. Я могу говорить на простом английском языке, но не буду. Потому что ребенку надо сперва проникнуться своим языком. Зачем? Затем, чтобы потом у него не было проблем при формировании мыслей на родном языке. А проблема эта есть. В 4 года ребенку нужно помогать заниматься словообразованием, построением фраз, а не запутывать его еще больше тем, чего Вы сами не знаете.

Такое мое мнение. Можно рассказывать мне истории, как ребенок замечательно выучился на ранних курсах. И я поверю, но решу, что это исключение. Дети – очень практичные создания. Они быстро забывают то, что им не нужно. А английский язык им не нужен. Пока не нужен… Пока мы не стали окончательно колониальной страной.

Закончу записку историей из жизни.


Были у меня знакомые ливанцы. У Ливана сложная история, войны у них никогда не прекращались. История колонизации их страны насчитывает несколько поколений. Так вот, они все говорят по-французски, но все его люто ненавидят. Потому что это язык колонизаторов. Колонизаторы уже как бы и не колонизаторы, а друзья, но ненависть к ним свежа. Не знаю, как сложилась судьба этих знакомых людей. Их страну еще ждут серьезные потрясения. Но это уже другая история…


  • 1
Поддержу автора.

Первоклассники школы с углублённым изучением английского языка при письме путали буквы алфавитов: русского и английского. "Развести" их по принадлежности стоило немалого труда - знаю не понаслышке, а ведь задача - заложить основы грамотности письменной и устной РОДНОЙ речи. Согласна и с остальными доводами "против".

Edited at 2016-02-02 10:24 pm (UTC)

Спасибо за поддержку!

Я изучала немецкий со второго класса. Был по русскому диктант, я в слове "красавица" вместо русских С и И написала немецкие. И ещё одна девочка в каком-то слове написала вместо русского Н немецкое. Да и немецкие буквы b и d часто путала. В ин.язе первым языком был французский, на первом курсе уже была практика, класс обычный, четвёртый, с четвёртого изучать язык и начали. Учительница говорила, что ученики путают те же буквы.

Раннее изучение хоть английского, хоть какого языка - это глупая мода и ненужный ажиотаж. Стремятся впихнуть в детей английский чуть ли не с пелёнок, а потом бегают по логопедам, потому что на родном языке ребёнок говорит жутко.
Нет ничего плохого в естественном или искусственном билингвизме, если ребёнок действительно пользуется этими языками, если родители и окружающие дают ему практиковаться. А "на всякий случай" отдавать на курсы не следует. Когда я была маленькая, родители решили, что в школе я буду изучать английский, с трёх лет стали учить меня словам, купили книжку "Английский язык в картинках". Потом переезд, ближайшая школа - с углублённым изучением немецкого языка. Мать всё беспокоилась: "Тебе нельзя болеть, у тебя немецкий". Однако несмотря на болезни немецкий мне давался до безобразия легко, нагоняла быстро. Ин.яз окончила с четырьмя языками вместо двух. Но мне помогли способности, интерес к языкам как таковым (чисто спортивный). Да, без практики они забываются, но есть словари и грамматические справочники. И как профессионал столкнулась с полным непониманием сути изучения языков со стороны "простых смертных". Многие считают, что достаточно знать "здрасьте-до свиданья", какие-то фразы. А как насчёт грамматики? У меня были ситуации, когда я не могла выразить ту или иную мысль не из-за нехватки слов в запасе, а именно из-за незнания каких-то грамматических правил. Именно поэтому я не тираню дочь языками. До школы на курсы не водила. Со второго класса изучает английский. Одно время проявляла интерес к немецким словам, попросила научить её считать до десяти. Ещё заинтересовалась французским алфавитом, но потом утратила интерес. Не нужно ей пока это. А когда окружающие начинают нудить, что я, полиглот, не учу дочь языкам (хотя бы английскому углублённо), отвечаю: "Я не имею права делать из неё себя. Я должна сделать из неё её. Жизнь заставит - выучит все языки, какие надо, а я помогу, если попросит".

Всё правильно. По совету моего отца дочь училась в обычной средней школе, закончила медицинский институт, а потом курсы английского, чтобы читать специальные журналы.

Внучка проявила способности к языкам, перед поступлением в вуз параллельно со школой тоже год занималась на курсах английского, теперь успешно учится на восточном отделении университета.

А в школе с углублённым английским (с 1 класса) намучились все. Причём ситуация сложилась такая, что мой класс набирался как обычный - школу обязали взять детей своего микрорайона. Несмотря на это, английский язык с 1 класса для нас тоже стал обязательным. А родители трижды в неделю обязаны были посещать консультации, так как не владели языком. Мало того, директор школы (преподаватель английского) грезила классическим образованием и плюс к английскому ввела в программу латынь. Я присутствовала на каждом уроке - возмущению не было предела: все уроки проводились без учёта возрастных особенностей детей. А латынь вообще преподавал изгнанный из медицинского училища кадр, не изменивший своих методов преподавания ни на йоту. Это были "благословенные" 90-е годы, и обращаться за помощью было уже не к кому. С трудом, объединившись с родителями, отбились от греческого языка. Причём встал вопрос об оплате всех (кроме родного) языковых уроков. Спасибо родителям - встали стеной. Читаю - и сама себе не верю. Поддерживаю связь с родителями и ребятами (давно взрослыми) - школу вспоминают как наказание. Профессию, связанную с языками, не выбрал никто. Так что я тоже не советую родителям гнаться "за модой" - дети со временем сами покажут свои склонности - их и надо развивать.

Моя старшая племянница училась в гимназии. Английский был со 2-го класса, после окончания началки делили на математический и гуманитарный классы. В математическом всё равно добавлялся второй язык - французский или немецкий на выбор. В гуманитарном обязательны были и французский, и немецкий, а в старших классах добавлялась латынь. И племянница помимо ЕГЭ сдавала дополнительный тест, чтобы попасть в математический класс. Из языков выбрала французский, но преподавался он через пень-колоду, по одной учительнице вообще дисквалификация плакала. Тем же, кто выбрал немецкий, повезло. Но знали бы где упасть, соломки бы подстелили. Латынь полезна филологам - из неё произрастают многие европейские языки, даже не из романской группы. Но чисто для того, чтобы лучше понять современные языки.

Вот, кстати, не понимаю, зачем в школе второй иностранный язык...
Мне второй понадобился - я учила 2 года, могу читать и если надо - заговорю.
Толку-то в школе.

Согласна. Родной бы толком выучили! Именно поэтому я не помышляла ни о каких лицеях и гимназиях и отдала дочь в обыкновенную школу.

Спасибо за историю. Я все больше логические выкладки пишу, а Вы "мясо" добавляете.

Зацепила тема - спасибо: хорошо поговорили. Пишите ещё.)

Сейчас детей по логопедам и без английского водят почти каждого второго. А логопедов, кстати, все меньше.

Логопедов сокращают напропалую. И в детсадах, и в школах. Моя дочь в садике посещала логопедическую группу, в школе тоже был логопед, но приходящая и платно. Потом и в школе логопеда не стало.

Дополню. Логопеды устали объяснять, что изучение английского с 3, 4 лет - прямая дорога к коверканью русского на уровне звукообразования. Горловое "р", проблемы с шипящими и свистящими - это малая часть проблем, возникающих при раннем изучении иностранного языка. У нас на уровне техники звукообразования есть существенные различия. Пока ребенок не закрепит родные звуки, не надо из него импортные извлекать.

Очень хорошее дополнение.

Да не за что. Сама столкнулась с этой проблемой. Когда в садике подготовишкам за каким-то лешим ввели английский (одна радость - мы не просили и не платили за эти занятия), мой ребенок, который до этого "рычал" красиво и раскатисто, освоил горловую "р". Заметили вовремя, пошли к логопеду. Она чуть о стенку головой не билась. Цитирую:"Достали эти англичане. Мы детям язык в рот заталкиваем, потому что в русской речи он не должен пересекать линию зубов, а они наружу вытаскивают. Вам еще повезло, что шипящие-свистящие не успели испортить..." От английского мы отказались. А от горлового "р" до сих пор (ребенок уже в первом классе) толком не избавились.

Когда-то знаменитая Н.А. Бонк говорила, что нужно начинать учить с 12 лет, когда у ребенка уже достаточно сформировано логическое мышление. Потом она написала учебник для малышей, и больше такого не говорит - зачем же себе бизнес портить. Если хорошо учить с 5 по 11 класс - вполне достаточно для достижения очень приличного уровня.

Если понимать, для чего учить, то да, за 5 лет можно достичь хорошего уровня.

Для того, чтобы продолжать дело Николая Кузнецова))))

Достойная задача.

Кстати, вот здесь бесплатные уроки от носителей для взрослых, если кто-то хочет:

http://www.engvid.com/

Показала пост преподавательнице английского с 20-летним стажем (работает не в школе, ведёт занятия с детьми-школьниками). Думаю, её отзыв может быть интересным:

"Автор прав в следующем: 1.Не стоит начинать учить иностранному языку раньше 6 лет (даже это подходит не для всех детей, а для умственно развитых по советским меркам, не по современным). 2.Методика обучения должна быть не из перечисленных автором. Автор просто не видел хорошего обучения :) В целом, начиная с 6 лет и попозже (зависит от развитости ребенка) научить можно всех, кроме дебилов, без всякой языковой среды, чем я успешно более 20 лет и занимаюсь.
Так что по поводу обязательного создания языковой среды автор неправ. Обучение языку не предполагает же сразу свободного им владения. Обучение предполагает, что человек выучит настолько, чтобы при попадании в языковую среду сразу успешно справляться с общением, быстро повышая вот эту самую свободу.
А вот насчет "выучит, когда надо будет", автор неправ. Потому что были научные исследования (ссылку, к сожалению, дать не могу, давно читала), в которых было показано, что способность хорошо усваивать иностранный язык падает с возрастом, причем достаточно быстро. Грубо говоря, билингву (одинаково свободно владеющего двумя языками) можно сделать, только говоря с ребенком на двух языках с рождения. Тогда это будет истинный носитель сразу двух языков. Очень даже хорошо усвоится, если где-то до трех-пяти лет начинать, но для этого тоже нужна именно языковая среда. А дальше можно обучать без нее, носителя не получится, получится владение языком именно как иностранным (хорошее владение), но тут чем раньше начать (только правильно), тем лучше, после 15 лет уже все равно, усваивается так же, как и в 40 лет. Исключение - особые способности. Но они не так часто встречаются. За 20 лет работы мне попалось талантливых к языку детей не больше десятка и среди них только один проявил способности, несмотря на то, что заниматься начал как раз где-то в 14 лет. Способности не затухли. Но учение идет тяжелее раз в 10, чем если бы начал раньше. Это мой преподавательский опыт и опыт жизни с талантливым ребенком (моя младшая дочь)".

Спасибо! Очень приятно, что мой текст подвергся экспертной оценке! )
Я не вижу у нас с преподавателем больших разногласий.
Преподаватель почему-то поняла меня, что язык учить и вовсе не нужно в детстве. А я писала только о раннем изучении. Считаю, что изучение иностранного языка в школе необходимо. Не имею четкого представления со скольки лет. Пожалуй не в первом классе, а например во втором. Вроде бы сейчас так и происходит во многих школах.
И создание языковой среды я тоже не постулировала. Моя мысль - наилучшее изучение происходит в среде. Но если ты не в среде, значит что тебе просто будет сложнее.
Свожу непонимание преподавателя к моей недостаточно точной манере изложения.
Передайте, пожалуйста, что я согласна с ее дополнениями.

В продолжение диалога:

"Получается, что мы с автором одинаково мыслим. Беда-то сейчас совсем не в раннем изучении языков. В конце концов, все эти группы для дошкольников - это просто развод лохов на деньги, грубо говоря (и пусть родители не обижаются). Прежде чем отдавать ребенка на какие-либо дополнительные занятия, ответственный родитель должен сначала выяснить, что это за место и какие там результаты. И, естественно, должен несколько разбираться в предмете. И это не только языка касается, но и спорта, и танцев, и прочего разного. А современные родители по большей части отдают туда, куда все бегут и считают, что раз деньги заплатили, то вот все и будет.

И не видят главного: что беда поселилась в государственных школах. Опять же мой собственный опыт. Ко мне идут дети из разных школ целого района города и немножко из других районов. И всегда были самые разные дети: способные, но ленивые; способные с интересом к учебе; туповатые, но желающие и умеющие трудиться; туповатые и ленивые; те кто сам пришел и те кого родители пригнали; в общем всякие. Разнообразие полное. Были сильные группы, которые помню до сих пор; средние и слабые, смешанные - всякие. Последние 7 лет идут только средние и слабые группы. А последние года три-четыре идут практически поголовно тупые дети. Причем это не та тупость, что раньше, когда ну не дал бог большой соображалки в учебе. Это что-то совершенно новое: от природы дети по-прежнему вполне с соображалкой, но она у них каким-то образом выключена. У них нет логического мышления. Они не умеют видеть проблему в целом. Да что там - они не умеют читать и выполнять задание к упражнениям (по-русски написанное), они эти задания просто не видят. А поиски нужного правила в тетради по грамматике начинают с середины тетради и скачут туда-сюда, так ничего и не находя. И это практически все поголовно.

И это не шестилетки. Это от третьего до седьмого класса. Первый и второй класс я уже не беру, они не способны справиться с тем, с чем их сверстники середины 90-х справлялись на раз.
Современные первоклассники по умственному развитию (сужу по способности усваивать мой предмет) примерно равны пятилетним детям советского разлива.
Это же умственная отсталость получается, причем искусственно сделанная. И делают ее в детском саду и школе. Родителям не страшно за своих детей? Ведь умение думать, отключенное в школе, во взрослом состоянии уже не включишь, это навсегда. Последнее время я со страхом думаю о будущем страны каждый раз, когда возвращаюсь после очередного рабочего дня. После общения с хорошими, милыми, добрыми и умными от природы, но абсолютно не соображающими детьми, которых учат только угадывать по выражению лица ответ и слушать подсказки. И которые не способны даже нормальными предложениями разговаривать в своем третьем и четвертом классе".

Спасибо большое за комментарий!
Думаю, что многие мыслят в одном ключе.
Преподавателю (не имею чести знать имя отчество) заинтересует выступление Рады Грановской на II Съезде РВС
https://gazeta.eot.su/article/nam-seychas-kak-nikogda-nuzhen-tvorcheskiy-proryv
Равно как и другие выступления с этого Съезда:
https://gazeta.eot.su/issue/136
https://gazeta.eot.su/issue/137
https://gazeta.eot.su/issue/138

А можно я процитирую эти ответы учителя в своем блоге? Можете хотя бы из какого города учитель сказать?

  • 1