Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Детская одаренность как инструмент разрушения образования
flojolet

Фото с metateka.com

Конец прошлого 2015 года для всех, кто интересуется проблемами образования в нашей стране ознаменовался двумя новостями:


1)     
Д.А. Медведев подписал Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239
"Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития"


2)      В.В. Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года. Поручений было 16, особенно запомнившимся из которых было сокращение контрольно-надзорных мероприятий и уменьшение нагрузки на учителей по составлению отчетов. Хотя, на мой взгляд, главным там является первый пункт: «разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях». Но об этом как-нибудь в другой раз.

В этой статье обсудим Постановление Д. Медведева о поддержке одаренных детей.

Перед тем, как обсудить постановление, нужно уточнить, что в вопросе об одаренных детях есть две крайние точки зрения:

   I.            Все дети являются одаренными;
   II.            Одаренных детей найти крайне сложно.

Это две основные парадигмы, в рамках которых так или иначе решается вопрос, что делать с одаренными детьми и с детьми вообще?

Советская педагогика больше склонялась к тому, что все дети одарены. Поэтому все дети должны получать общее образование, сконструированное по схемам элитного образования. И сегодня часть психологов и педагогов считают, что проблемой является не поиск одаренных детей, а выявление одаренности всех детей. Это не исключает появление детей, резко отличающихся способностями к какой-либо деятельности. Тогда встает другой вопрос – есть ли смысл в отделении таких детей в отдельные учреждения для их еще большего роста или нет? Автору этих строк неизвестны удачные эксперименты по отделению таких детей. Есть ли школы, выпустившие большое количество гениев? Есть известные высшие учебные заведения, выпустившие множество известных ученых, но о них нужно говорить отдельно. А со школами сложнее. Известно, что далеко не все одаренные дети становятся одаренными взрослыми. И бывает, что дети, не выказывающие признаков одаренности, вырастают в гениальных взрослых.

Из  Постановления  можно понять, что писалось оно исходя из второй парадигмы. Одаренных детей найти крайне сложно, поэтому для их поиска нужно создать большое разнообразие мероприятий (олимпиад, конкурсов, соревнований), победителей которых нужно записать в отдельный реестр, а затем на протяжении всего обучения поддерживать материально и специальными учебными планами, профессионально ориентировать и даже помогать в трудоустройстве (казалось бы, так помогать нужно отстающим…).

Боюсь фантазировать о том, что будет с детьми, если с ранних лет на них навешать ярлык одаренности и что будет с окружающими их детьми. А по факту эти ярлыки и будут навешаны. Такой ярлык не каждый взрослый может вынести, не изменившись (часто не в лучшую сторону), что уж говорить о детях? Часто бывает, что признаки одаренности могут сгладиться с возрастом. Что будет с ребенком, который однажды поймет, что он такое же быдло как все?

Вопрос одаренности очень спорный. Осторожные педагоги и психологи предлагают решать вопрос одаренности на протяжении многих лет наблюдений и вовлечения детей в различные мероприятия. Но к этим наблюдениям и мероприятиям должны иметь доступ все дети для того, чтобы не создать комплексов ни у одаренной стороны, ни у не проявляющей одаренности (в надежде, что и из этой группы дети начнут подавать признаки одаренности).

По поводу долгосрочного наблюдения за детьми в Постановлении говорится, что будет проводиться мониторинг развития одаренный детей (то есть тех, кому посчастливилось впрыгнуть в эти сани) в организациях, где обучаются эти дети, а также с помощью федеральных систем.

Получается, что создается реестр, куда заносятся каким-то образом определенные дети с одаренностью. На детей навешивается ярлык, соблазну которого противостоять не оформившаяся личность не может (а также не все родители смогут этот соблазн преодолеть). У детей начинаются в школе конфликты, которые некоторые современные психологи уже называет травлей и предлагает устранять методом организации специальных школ для одаренных детей. Надо сказать, что местные чиновники уже потирают ручки и планируют открытие таких школ в своих городах, так как чувствуют запах денежного потока с этого направления. Затем появляются эти школы. Остальные школы автоматически становятся школами «для всех остальных» (если не сказать крепче), где учат как придется – одаренных-то нет, а остальные еле тянут. Педагоги очень ценят и используют в классах ведущих детей, которые тянут всех остальных за собой. Выдерни их из класса, и класс станет учиться заметно хуже. А еще подсадить в класс в рамках инклюзивного образования пару-тройку детей с особенностями развития, и учебный процесс сорван.

И мы получаем естественным путем образование «в два коридора», то есть элитное образование и образование для всех остальных (чтобы считать немного умели и расписываться в платежных документах). Причем только с оптимистической точки зрения элитное образование будет действительно элитным. Ну откуда взять столько специалистов, которые имеют опыт в обучении одаренных детей? Какая школа будет применяться? Какие наработки?  Это будет формироваться все на местах теми же учителями и директорами, с учетом того, что рабочие места будут хлебные (то есть все свои). Скорее всего это будет образование «в один коридор» -  не элитный, но с пусканием пыли в глаза.

Вся эта система заработает уже осенью 2016 года.


  • 1
Ребёнок, который в классе проявляет способности выше среднего очень часто становится отличным помощником учителю, объясняя другим ученикам непонятные моменты. Это не обязательно означает, что учитель плохой и не может всем объяснить как надо. Тут прорва нюансов: классы переполнены; учителя сейчас перегружены (по шутливому признанию некоторых ученики уже начинают мешать им работать, т.е. отчёты заполнять); некоторым нужны повторные объяснения. Наконец, объяснение из других уст может оказаться более доходчивым не потому, что человек правильнее объясняет, а просто потому, что включается какая-то другая ассоциация, которая просто более наглядна для человека.

Иными словами, "одарённый" ребёнок - локомотивчик класса. И это ему самому полезно, это позволяет такому человеку проявлять лидерские навыки, мотивирует его к учёбе через очевидную нужность его знаний (здесь и сейчас!)

Вырывание таких детей из класса - это диверсия в образовании!

Абсолютно с Вами согласна!
Пока о вырывании речь не идет напрямую, но есть ощущение, что к этому все идет.

Прочла первый комментарий. Да, всё так, сама преподаю с 1979 года. "Одарённый ребёнок - локомотивчик класса". Только я многократно видела и другое - как погибал одарённый ребёнок, попав в разрушительную атмосферу пофигизма к учёбе, царящую во многих, ну, скажем, классах. Заклёвывали, заплёвывали - а чёй-то ты такой умный, домашку делаешь, не дерзишь и смеешь сказать, что тебе интересно... Если есть куда - такие дети уходят, срабатывает инстинкт самосохранения. Либо у них, либо у родителей. Или становятся такими, как все обитатели такого класса. Учениками их назвать язык не поворачивается. Родители потом недоумевают - как... что... всё же было хорошо, а теперь как бес вселился... Так и есть. Опять же инстинкт самосохранения сработал - с волками жить, по волчьи выть. Иначе кранты.
Не знаю, есть ли смысл сразу делить на "одарённых" и не таких. Дело в общей установке - быть умным не круто, круто быть идиотом и посылать учителей куда подальше. Круто требовать от учителей хороших оценок, не выдавая за эти оценки знаний, круто родителям вопить, что школа виновата во всём, а не посидеть со своим ребёнком над уроками и добиться доверия. Круче откупиться от его проблем айфоном и другими игрушками.
И последнее - педвузы. Может быть параллельно с уже сказанным мною, ужесточить требования к абитуриентам и студентам в профессиональном плане? Дочь моей знакомой принесла домой контрольную по физике с тремя вариантами оценок и попыткой решить задачу учительницей. Причём решение было неверным. Отец девочки, инженер, нашёл ошибку в решение, а учительница, недавняя выпускница педвуза, нет.
Извините за эмоции.

Edited at 2016-01-20 09:22 am (UTC)

Спасибо за эмоции! )
Вы только подтверждаете мои размышления. Одаренный ребенок становится изгоем только если его специально выделяют из класса. Думаю, что на фоне неучащихся учеников его выделяют. А ребенку нужно социализоваться, вот он и социализовывается как может.
То есть все равно нужно менять отношение к образованию и образование в целом, а не отделять одаренных.

Я сама побывала в такой роли. Почему-то легко училась. Почему-то успевала тянуть две школы - общую и музыкальную. Почему-то мне было интересно. Школы не специальные, районные. Но в общей на меня смотрели сильно косо - ЗАЧЕМ ЕЩЁ МУЗЫКАЛЬНАЯ??? Не надо. Прекратите немедленно, марш заниматься общественной работой! Правда, когда были праздники кто-то садился за пианино - думаю, догадались, кто)) На празднике и конкурсе - играй, отпустить с дурацкого сбора чего-нибудь - ни-ни! Позор класса! Так и ходила то в позорах, то в гордостях... Неприятные воспоминания.
Сейчас работаю в специальной школе. Музыкальной. Дети разные. Родители тоже. Склоняюсь к мысли, что спецшколы всё-таки нужны, но подразделять детей на суперспособных и неодарённых с раннего возраста не стоит. Иначе в гениях окажутся исключительно дети раннего развития, а в неодарённых - позднего. Я вижу постоянно, как якобы "сдуваются" вундеркинды к 10 годам. На самом дели их просто догоняют сверстники, а они идут дальше с обычной скоростью. Непонимание этого порождает чудовищное количество комплексов, обид, небрежения и воплей о якобы плохом отношении, либо лени ребёнка. Всё не так на самом деле, но любителям ранней гениальности это не объяснить. Увы, преподаватели оказываются среди предъявляющих претензии по поводу "окончившихся способностей". Сложно это всё, очень сложно... Учитывая и уже сложившийся настрой исключительно на победу. Иначе ты - лузер и место тебе - дальше Вы знаете. Вот и остаётся такой бывший гений с недоумением - что случилось-то?...

Мою родную школу уже переделали в школу для одаренных года два назад. Правда, не уверен даже, стали ли в ней из-за этого лучше учить и учиться.

Процесс деградации образования идёт по плану.
ЕГЭ по математике уже поделили на два уровня - для понимающих и "гуманитариев". Понимающим - то, что раньше сдавали ВСЕ. "Гуманитариям" - вопросы на уровне пятого класса.
То же самое может получиться и со школами для одарённых - им будут преподавать то, что сейчас получают ВСЕ. Ну а остальным - кое-как арифметика и грамматика.

А то, что сейчас получают все - получали троечники в 1960 году...

Да, именно так. Всё к этому идет. Только и для "понимающих" уровень ЕГЭ - это класс 7-8, который пишут в 11.

Собственно, раньше у нас была "нормальная советская школа", где все ещё учили ВСЕМУ, которая как-то сохранилась за 20 лет - неважно, что называлась она модным словом "Лицей".

Была нормальная школа, учились обычные дети, а стала на фоне других школой для одаренных, хотя с учениками ничего прогрессивного не случилось - так?

Похоже, что так. Честно говоря, теперь даже не хочется туда ходить, хотя раньше пару раз в год с одноклассниками заходили проведать.


Год выборов, а лидер правящей партии предлагает избирателю помериться одаренностью детей. Интересный подход.

Надо же успеть, а-то власть утечет из пальцев.

"... это диверсия в образовании!"

Совершенно согласна. Только с уточнением - очередная. Всё идёт по плану псевдореформаторов. Сломана целостная советская система, в рамках которой благополучно существовали и массовые общеобразовательные, и специальные школы; с детского сада до выпуска осуществлялась преемственность и т. д.

Правильно, что эти вопросы регулярно поднимаются, доносятся до людей. Переломить ситуацию сможет только гражданское общество.

Да, конечно, очередная.

Вот такие реформаторские бесы и губят всякий талант во младенчестве.

Я обучалась в обычной районной школе, которую окончила в 1981 году. Класс у нас был большой, 43 ученика, и по-человечески неплохой, до сих пор общаемся. При том, что я училась по большей части на "пятерки", никто меня не травил; но отношение к тем, кто успевал хуже, было иное. Это было все-таки большинство, притом более агрессивное, гормонально активное, с более выраженным бунтарским началом, характерным для любого подростка. Отличников и хорошистов не унижали и не били, но смотрели на них с некоторой усмешкой. По окончании школы ситуация во многом поменялась: бывшие тихони стали вполне успешными образованными людьми, а из бывших "крутых" многие поклоняются Бахусу, а кого-то и в живых нет. И все-таки мы остались вместе и сумели детские обиды отодвинуть. Я думаю, многое зависит от учителей, особенно - в младших классах, когда дети еще верят им слепо и без критики и готовы подхватить каждую насмешку, каждый ярлык. Нужно формировать в коллективе установку на то, что учиться интересно, работать будет тоже интересно, а те, кто не потакает своей лени, достойны уважения. Когда я преподавала в детской спортивной группе и взглянула на коллектив с точки зрения преподавателя, то быстро заметила, насколько быстрее развивается группа в целом, если в ней сформировались лидеры, по достижениям стоящие немного впереди остальных, на которых можно равняться: у него получилось - и у меня получится. Тут опять же главное отслеживать психологическую обстановку. Изолированные и заласканные с детства вундеркинды в самом деле часто оказываются душевно искалеченными, особенно - когда из необычных малышей превращаются во вполне обычных юношей и девушек: дети-актеры, дети-певцы, многие ли из них не то что удержались в сфере любимого дела, а хотя бы дожили до зрелого возраста?

Некоторые советские дети-актеры все-таки вполне упешны, хотя может и не как артисты...

К Вашим размышлениям еще добавлю, что не только установки в коллективе должен формировать (и формирует, но какие?) учитель, но и сам коллектив он должен сформировать. А сегодня этим занимаются в основном учителя-пенсионеры.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account