?

Log in

No account? Create an account

Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Борьба с одиночеством в мультфильме «Осенние корабли»
flojolet


Сегодня я хочу написать о «марке качества», которая называется  «советские мультфильмы». Часто можно слышать, что родитель, озабоченный качеством видеопродукции, говорит, что детям показывает только советские мультфильмы. И действительно, советская мультипликация дает фору современной по многим параметрам: сюжет, художественная ценность, музыкальное оформление, соответствие возрастной психологии ребенка и т.д. Но, когда начинаешь изучать советские мультфильмы подробнее, то оказывается, что не все йогурты одинаково полезны советские мультфильмы так уж однозначно хороши. Качество мультфильма очень зависит от времени выпуска – более ранние мультфильмы безопаснее для ребенка. Некоторые поздние мультфильмы несут в себе весьма сомнительные идеи.

Сегодня я смотрела вместе со своим ребенком мультфильм «Осенние корабли» (1982 г.), снятый по одноименной сказке Сергея Козлова. В детстве я относилась к этому мультфильму как к чему-то непонятному, но очень симпатичному и привлекательному. Примерно такое чувство оставалось и до сегодняшнего дня, за исключением небольшой тревоги где-то на краю сознания, пока я не поняла, что в мультфильме происходит.

Скажу сразу, что мультфильм снят по сказке довольно точно, за исключением одного, как мне кажется, очень важного, момента.
Напомню сюжет мультфильма: ежик скучает, ему одиноко переживать приближающуюся зиму. И он идет к роднику, чтобы набрать воды и сделать у себя в домике море, с которым ему будет не одиноко и не скучно зимовать. Но ему также нужны корабли. И тогда он идет на их поиски. Медвежонок не может ему помочь и даже понять его одиночество. Белка его вполне понимает, но сама она давно отказалась от возможности побороть одиночество, она предлагает ежику бытовую круговерть, которой занята сама, а когда ежик отказывается, белка даже раздражается оттого, что ежик не хочет «как все». После этого ежик встречает волка, который тоже одинок. Волк сочувствует ежику и делает ему кораблик. После этого ежик совершенно забывает о существовании волка и бежит домой наслаждаться своим собственным морем с кораблем. Все заканчивается полным счастьем ежика в полном одиночестве.

Так вот, в сказке сюжет с волком немного другой. Ежик, приняв подарок от волка, приглашает его в гости любоваться морем и кораблями вместе. И волк обещает прийти. 

На мой взгляд, это весьма существенная разница. В мультфильме ежик в качестве избавления от одиночества ищет нечто в себе (море). Для полноты картины ему не хватает кораблей (стороннего участия). С кораблями ему помогает волк, который в этот момент также дает возможность решить проблему одиночества вполне естественным путем – дружбой с волком (который, в отличие от медвежонка, зимой не спит). Но ежик на это не обращает внимания. Он увлечен идеей самоудовлетворения своего одиночества. Получает капельку чужого внимания в виде кораблика, оживляет этим вниманием свое собственное море, и, не дав своего внимания волку взамен, остается совершенно счастлив. Чего, как мы знаем, в жизни не бывает. Это суррогат счастья, тупиковый путь.

Скажем, в сказке, вообще море имеет не такой уж романтический образ – с золотистым песком, пальмами и попугаями. Вполне себе такое мещанское море. Оно не романтизировано, оно просто море. Почему нет? Многие люди любят море. И в сказке такое море ежика не увлекает полностью, он успевает заметить дружбу волка и не отказывается от нее.

Мне неизвестно, для чего Сергей Козлов удалил из сценария  мультфильма такую существенную вещь, как дружба. В сказке о ней написал, а в мультфильм не включил.

Но дело обстоит так. Мультфильм учит ребенка закукливаться в своем одиночестве. Насколько это опасно для ребенка, пусть решает каждый родитель сам.





  • 1
А то, что мультик многосерийный -- просто игнорируем?
А может, стоит посмотреть непосредственнос следующую серию?
https://www.youtube.com/watch?v=G6VDwznXMSg&feature=youtu.be

Мультфильм все-таки цельное произведение. Другие я, конечно же, видела. О них нужно говорить отдельно. И сравнивать их со сказками тоже нужно отдельно.

В данном контексте может быть автор не хотел предавать дружбу ежика с медвеженком.


Как можно предать дружбу вообще?

Предать дружбу можно легко, как именно она предается это зачастую индивидуальное понимание каждого, я подчеркиваю - это возможный мотив автора.


У меня другие соображения, но точно знает только уже почивший автор.

(Deleted comment)
Почему же враги? Люди по-разному мир воспринимают, а я как родитель решаю, хочу я такое мировоззрение ребенку передавать или нет.

(Deleted comment)
Нет, любому нельзя )
Стараюсь пересматривать, особенно современные, но не всегда выходит. Советским мультфильмам доверяю довольно сильно.
Нельзя уберечь ребенка от любой вредной информации, надо рядом с ним садиться и вырабатывать к информации отношение, разграничивать добро и зло.

С наступающим праздником! Отличного настроения и побольше ярких впечатлений ;)

Мне всё же кажется, что автор поста слишком придирчива и зря намыслила горькую судьбинушку у волка. По-моему, здесь волк представлен как взрослый состоявшийся индивид, а ёжик - это ребёнок (в пользу такого допущения говорит хотя бы то, что ёжик обращается к волку на ВЫ, а волк к ёжику - на ТЫ). Взрослый снисходителен к ребёнку и делает ему кораблик, осчастливливает и сам делается счастлив его счастьем (дарить подарки приятнее, чем получать).
В таком контексте выглядит естественным то, что ёжик НЕ приглашает к себе волка.

Горькая судьбинушка волка, кстати, в мультфильме очень ярко показана.
И да, Вы подметили второе отличие отношений волка и ежика в мультфильме и сказке. В сказке ежик к волку обращается на "ты", а в мультфильме Козлов поставил волка в позицию родителя.
Но разве взрослый не может дружить с ребенком? Это одна из самых важных видов дружб (простите за несуществующее слово).
Тем ценнее сюжет с отношениями волка и ежика в сказке и бесполезнее в мультфильме.
Да, и очередной раз Вы подтверждаете, что мультфильм не для детей. )
Спасибо за замечание.

  • 1