Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Варварская лира А. Блока
flojolet

Чистяков Юрий "Да, скифы мы..."


Сегодняшняя «Изба-читальня» была посвящена поэмам и стихам Александра Александровича Блока. Мы читали и обсуждали все три его поэмы: «Возмездие», «Двенадцать» и «Скифы».

Сегодня первый раз  в жизни я прочувствовала и могу облечь в слова смысл написания стихов. Так бывает, что вроде бы мы учимся 10-11 лет в школе, потом 5 лет получаем высшее образование, и после всего этого не понимаем простых вещей. Меня, конечно, немного извиняет, что я «технарь», но не стоит на это уповать, так как в первую очередь я – человек.

Итак – зачем писать и читать стихи?


Есть такая наука – история. Это именно наука, она основана на фактах (хоть сегодня не все это понимают). Можно читать о событиях и знать много фактов, но история останется все также не жива, как математическая задача. (Не торопитесь спорить, уважаемые читатели, дочитайте до конца). Математическая задача может быть захватывающа, но не дает прочувствовать реальность и человеческую роль в этой реальности. Так и история, факты не дают ощущений. И на помощь приходят стихи гения. Это может быть и проза. Но в стихах есть музыка, и это очень сильная их сторона.

Вот такую музыку, запахи, звуки, ощущения, эмоции и передают поэмы Блока. Каким-то непостижимым мне образом они передают и метания поэта от поэмы «Возмездие» к двум другим. Его тоска и страх от событий в России и мире в 1910 году, и его надежда и даже уверенный взгляд в будущее в 1918.

Поэмы, на мой взгляд, сложные. Я бы не взялась их читать вслух на публику. Из-за недостатка образованности я понимаю не все символы и отсылки в тексте. Я, конечно, над этим работаю, но до состояния, когда хочется это подать, мне еще очень далеко. (Я уж не говорю о том, что и более простые стихи декламировать мне доводилось очень редко).

Эти поэмы нужно прорабатывать, используя комментарии самого автора. К поэме «Возмездие» есть предисловие, которое дает возможность понять общий смысл недописанной, к сожалению, поэмы. После прочтения поэмы «Двенадцать» нужно обратиться к статье Александра Блока «Интеллигенция и революция», за которую большинство интеллигенции того времени от автора отвернулось. В статье он пишет прямо то, что затем облекает в стихи – автор принимает революцию, чувствует ее историческую стихийность, видит возникновение в ней новой религии.
Спасибо товарищам за обсуждение поэм и прочитанные ими стихи! Вы помогли мне шагнуть вперед в понимании текстов, в одиночку этого я добивалась бы еще долго.

Все сошлись на странной и необъяснимой актуальности на сегодняшний день самих поэм и отдельных цитат.

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!


(«Скифы», А.А. Блок)


  • 1
Стихи, вообще говоря, пишут не "зачем". Их пишут, когда не могут не писать. А когда пишут "зачем-то", получается бездарная ерунда, ничего общего со стихами не имеющая - просто рифмованные бессмысленные слова. Это я, понятно, не о Блоке, это из личного опыта.

Я могу тут сказать, что "потому что не могу писать" - это тоже "зачем". ))) У нас с Вами нет противоречия.

- О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то. (Маршак)

"Не знаю, брат." - это не про Блока ) хотя, может быть я слишком прямолинейно это понимаю...


А почему лира Блока названа варварской?

А Вы читали поэму "Скифы"? Или хотя бы цитату внизу поста?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account