flojolet (flojolet) wrote,
flojolet
flojolet

Category:

Финское образование такое… финское



В этом году в сети получила распространение статья Натальи Киреевой о финском образовании. Источник статьи – сайт «Семейный отдых в Финляндии», статью с радостью переопубликовали сайты Adme и Эхо Москвы.

Оригинальная статья имеет название «Загадки финской школы: меньше учишься – больше знаешь?». И действительно, проблема перегрузки русских школьников имеет место. И вообще, это вечный вопрос – вопрос эффективности образовательной системы.

Что же поведала нам автор статьи, проживающая в Хельсинки? Примем, что все, что автор пишет – это правда, и проанализируем с этой точки зрения.

Во первЫх строках, автор радостно сообщает, что:
«согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний».


Я уже писала об этом исследовании, касательно русских школьников. Метод напоминает измерение средней температуры по больницам, причем в одной больнице среднюю температуру измеряют в инфекционном отделении, в другой в гастроэнтерологическом отделении, а в третьей по всей больнице.

Но хочется автору подчеркнуть исключительность образования, вполне простительно для туристического сайта. Вопросы тут скорее к тем, кто переопубликовывает.

Далее в самом начале автор совершает прокол. Она перечисляет модные на сегодняшний день модели педагогик, по ее словам, развиваемые в частных школах Финляндии: «Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы». Не знает автор, что школа Штайнера и Вальдорфская – это одно и то же, а фамилия Фельдмана Мортона пишется через О. Но да ладно, я придираюсь. Может она получила финское образование?

Далее мне пришлось долго вчитываться во фразу:

«Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту»

Возникает вопрос, если углубленное изучение предметов в ущерб другим не приветствуется, то зачем создавать классы с одаренными детьми? Они там обучаются по той же программе или все-таки по одаренной? Но потом смысл фразы мне стал ясен. Автор считает, что в России такие предметы, как рисование, музыка и спорт находятся в несправедливом угнетении математикой, которую заставляют всех изучать в ущерб этим предметам. А вот в Финляндии наоборот, можно заниматься музыкой в ущерб математике. Правда, все равно непонятно, что имела в виду автор своим первым предложением… Видимо, все же финское у нее образование… Другим предложением она пишет: «Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям». Так сортируют или не сортируют? Вы определитесь!

А тут явная пропаганда инклюзивного образования:
«Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире».

Правда, автор не заметила, что практическое отсутствие разницы между слабыми и сильными может достигаться только отсутствием по-настоящему сильных или по-настоящему слабых. Это значит, что есть только нечто среднее, причем в какую сторону это среднее отклонено неизвестно.

«Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот».

Это автор называет гармонией… Если учителя тоже не прикипают душой к своему классу, то значит и дети такие же холодные как финская зима. Закончишь школу, и ни одного воспоминания о любимой учительнице. Вы хотите этим прорекламировать финское образование? А, ну да, зато «грымз» нет.

«Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем».
Это стимулирует родителей к отказу от воспитания своих детей и к постоянному стрессу.

«В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности».

Вот интересно, откуда они знают, что устройство доменной печи детям не пригодится, а «розу ветров» строить придется? Да и опять мы прослеживаем пренебрежительное отношение автора к математике, логарифм для нее приблизительно так же бесполезен как устройство доменной печи. Не знает барышня, что обладатели уровня знания математики до логарифмов не затрудняются в подсчетом процентов и налогов.

Доверие «к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее».

Учителей никто не проверяет и не наставляет, детей никто не принуждает. Так это же не школа, а клуб досуга! Где-то выше автор писала о высокой зарплате педагогов. Так это вообще рай на земле. Включил детям неинтересный фильм и не мешаешь им заниматься своим делом. А в конце месяца идешь за большой зарплатой. Передовой, однако, опыт!

«Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». <…> но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле».

Все нормально, можно забить на математику, но нельзя забить на школу. Главное – сиди свои часы. Прямо как большинство современного офисного планктона! Действительно, подготовка к жизни.

«Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем».

Понятно, учитель там для того, чтобы включать неинтересные фильмы, учить пользоваться калькулятором (видимо, чтобы считать проценты по кредитам). А формулы – это почти также страшно как логарифмы и устройство доменной печи!

«Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение».

Я мучительно размышляю иногда, как же дать понять детям в школе, что произведение великое. Прихожу к выводу, что только научив детей писать самих. Тогда и отношение к текстам будет иное. Остальное – это ознакомление детей с действительно великой литературой. А финны вот просто читают. Даже многие русские люди читают по принципу: «смотрю в книгу, вижу …». А если финнам никто никогда даже не пытался объяснять? Ну воистину, великое финское образование! Главное, чтобы дети не вскрикивали во сне от перенапряжения!
Вот еще прекрасное:

«- домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. <…>
- обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания».

Правильно, в школе дети делают что хотят,  а после этого им нужно отдыхать! И к доске лучше не выводить, а-то не дай Бог, они научатся высказывать свои мысли или выступать.

Последний абзац так прекрасен, что приведу полностью:
«Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться».

Хочется добавить: и никакой математики!

Вот такая замечательная статья про финское образование. Статья полна логических нестыковок, но все равно ее активно публикуют либеральные издания. Значит она такая кому-то нужна? Недостаточное разрушение русского образования требует выкинуть из школы процесс обучения вслед за воспитанием. И этому процессу нужна информационная поддержка.

Но в пользу правдивости статьи, правда, выступает один факт: среди моих знакомых иностранных физиков нет финнов.

Ну конечно, ведь они поют и при этом успевают учиться!



Tags: образование
Subscribe
promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments