Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Л.Н. Толстой о смерти и смысле жизни
flojolet


Неисчерпаемую тему затронула в своей третьей беседе Анастасия Георгиевна Гачева. Вот уже третий пост об этом в моем журнале.

Сейчас я хочу обратить внимание на процитированный Анастасией Георгиевной отрывок из очерка Л.Н. Толстого «Исповедь» о смерти. Анастасия Георгиевна воспроизводит его по памяти и не очень точно, однако, сохраняя основной смысл текста.

Предлагаю читателям ознакомиться с этим отрывком. Меня он впечатлил своей откровенностью, пронзительностью и точностью описания ощущений. Основная вечная тема для человека – это его отношение к смерти. Вопрос о смерти заставляет размышлять о смысле жизни, каким-то образом его определять.

«Давно уже рассказана восточная басня про  путника, застигнутого в степи
разъярённым  зверем.  Спасаясь  от  зверя,  путник  вскакивает  в  безводный
колодезь, но на дне  колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать
его. И несчастный,  не  смея вылезть, чтобы  не  погибнуть  от  разъярённого
зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом,
ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится
на нём. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться
погибели, с обеих сторон ждущей его; но он всё держится, и пока он держится,
он оглядывается и видит, что две мыши, одна чёрная, другая белая, равномерно
обходя стволину куста,  на  котором он  висит, подтачивают  её. Вот-вот  сам
собой обломится  и оборвётся куст, и он упадёт в пасть дракону. Путник видит
это и знает,  что он  неминуемо погибнет; но  пока он висит, он  ищет вокруг
себя и находит на листьях куста капли мёда, достаёт их  языком  и  лижет их.
Так  и я держусь  за ветки  жизни,  зная, что неминуемо  ждёт дракон смерти,
готовый растерзать меня, и не могу понять, зачем я попал на это мучение. И я
пытаюсь  сосать тот мёд, который прежде утешал  меня;  но  этот мёд  уже  не
радует меня, а  белая и  чёрная мышь -  день и ночь - подтачивают  ветку, за
которую я держусь. Я ясно вижу дракона, и мёд уже не сладок мне. Я вижу одно
-- неизбежного дракона и мышей, -- и не могу отвратить от них взор. И это не
басня, а это истинная, неоспоримая и всякому понятная правда.
   

    Прежний  обман  радостей  жизни,  заглушавший  ужас  дракона,   уже  не
обманывает меня. Сколько ни говори мне: ты не можешь понять смысла жизни, не
думай,  живи, - я не могу делать этого, потому  что слишком долго делал это
прежде. Теперь я  не могу  не  видеть дня и  ночи, бегущих и ведущих  меня к
смерти. Я вижу это  одно, потому что это одно -  истина.  Остальное всё  -
ложь.»



  • 1
Про это очень удачно высказался незабвенный Антон Антонович:
"Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются"

Не очень поняла связь с текстом. Но согласна, что цитата сильная. )

Мне все-таки так до конца и не понятно, что это - страх смерти. Ведь смерть - это небытие, по крайней мере, для тех, кто не верит в загробную жизнь. По-моему, большинство боятся не смерти как таковой, а скорее процесса умирания, того периода, когда уже становится понятно: Она близко.

Мне кажется, что страх смерти - это страх смерти после бессмысленной жизни. Особенно, если не верить в загробную жизнь. И мне кажется, что Толстой именно об этом.

Я это сразу хотел написать, процитировать кого-то из классиков психотерапии (не помню, увы, кого) - "Чем ничтожнее жизнь, тем сильнее человек цепляется за нее", но потом понял, что не готов обсуждать, так как не вполне понимаю причины этого. Обратное, наверное, в большинстве случаев верно - чем полнее жизнь, чем больше осознание того, что многое успел, тем легче умереть. У Ефремова есть в "Лезвие бритвы" эта же мысль, доведенная до крайности обстоятельствами - когда Гирин читает о восхождении на Чо-Ойю.

А вот интересно - можно ли отогнать мышей? Ведь если принять, что это время, проявляющееся в неумолимой смене дней и ночей, то его не остановить.

Над проблемой отгона мышей человечество бьется чуть ли не с начала своего существования. Сейчас вот замораживают в холодильниках ))
Но в том ли смысл, чтобы отогнать мышей?

Ну что-то же надо делать :) Говоря о мышах/времени я имел в виду больше не физическое время, а его восприятие человеком. В притче оно имеет явно негативный оттенок - нечто, неумолимо приближающее момент падения.

Edited at 2015-08-31 08:11 pm (UTC)

Ну с возрастом действительно начинаешь понимать, что время все неумолимее и неумолимее.

Кстати, на днях совершенно случайно мне напомнили о давно прочитанной книге Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти".

Ваша заметка подтолкнула меня на прослушивание лекции Гачевой. После отпишусь. В любом случае, спасибо.

Отлично! Именно этого я и добивалась. ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account