Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Малоизвестная классика, или Чарльз Дарвин о коллективизме.
flojolet

Интересная заметка с цитатами Ч. Дарвина о пользе коллективизма для индивидуума. )

Оригинал взят у aleksey_29 в Малоизвестная классика, или Чарлз Дарвин о коллективизме.


       «Таков уж человек, ничего с ним не поделаешь! Выживает сильнейший – это закон природы, её естественный отбор в действии!» - сказал бы нам апологет индивидуализма. И действительно, разве нам не приходилось слышать подобные рассуждения с отсылкой к естественному отбору и старику Чарлзу Дарвину? Уверен, что приходилось! А может быть и мы сами когда-нибудь рассуждали подобным образом, давая оправдание своим эгоистическим устремлениям? Вполне возможно. А что же писал сам Чарлз Дарвин о человеке и его естественном отборе?
      Прежде, чем ответить на этот вопрос, все же зафиксирую понятие индивидуализма, приведя маленький кусочек статьи из БСЭ:
      ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц. individualisme, от лат. individuum - неделимое), тип мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд. индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. (выделено мной. Тут и далее – авт. статьи) <…> И. изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анархизм)
      Таковы частнособственнические, особенно бурж., отношения, к-рые Маркс называл "чисто атомистическими"; они порождают точку зрения изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого.
      Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в антич. обществе (киники, киренская школа). С углублением социальной атомизации в условиях развитого буржуазного общества формируются концепции более резкого и отчётливого И.
      Иными словами, принцип индивидуализма может быть выражен формулой «человек человеку волк», а идея индивидуализма заключается в возведении этого принципа в ранг естественного и фундаментального.
      Но что же сам Дарвин думает о человеческом индивидуализме в контексте естественного отбора и сводит ли он его, этот естественный отбор, к фундаментальному принципу грызни всех против всех?
      Вот что пишет Дарвин в своей поздней, вышедшей после «Происхождения видов», работе (1871 год) «Происхождение человека и половой отбор» (кстати, сам факт написания этой работ не говорит ли о том, что человек не вписывается, или по крайней мере полностью не вписывается, в концепцию, изложенную в «Происхождении видов»?):
      У строго общественных животных естественный отбор действует иногда на отдельные особи путем сохранения тех изменений, которые выгодны для сообщества [У животных общественных, в строгом смысле этого слова, естественный отбор иногда действует на особь непрямым путем, сохраняя изменения, полезные только для сообщества – комм. И.М. Полякова] (иными словами, особь развивается через развитие коллектива в целом, а не коллектив через развитие особи – авт. статьи).
Общество, заключающее в себе много наделенных полезными качествами особей (то есть способностью к коллективной жизни, коль скоро речь идет о развитии через коллективность), увеличивается в числе и остается победителем над другими, менее благоприятствуемыми (менее склонными к коллективности) сообществами, хотя бы даже при этом ни один член сообщества в отдельности не получал никаких преимуществ перед другими членами того же сообщества. (глава II «Происхождения человека»)
      При этом нужно, однако, иметь в виду, что животное, обладающее большим ростом, силой и свирепостью и способное, подобно горилле, защищаться от всех врагов, по всей вероятности, не сделалось бы общественным. А это всего более помешало бы развитию высших духовных способностей, как, например, симпатии и любви к собратьям (тут практически говорится о том, что высшие духовные способности развиваются через коллективные, а не индивидуальные, формы жизни).
      Малая сила человека, его незначительная быстрота, недостаток природного оружия и пр. были более чем уравновешены, во-первых, его умственными способностями, посредством которых он, находясь еще в диком состоянии, уже создавал себе оружие, орудия и пр., и, во-вторых, его общественными свойствами, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них.
      Из процитированного следует, что относительно человека исследователь не сводил принцип естественного отбора к войне всех против всех. Напротив, согласно Дарвину, общественные свойства человека стали его спасением в деле выживания и в то же время – фактором его эволюции: развития каждой отдельной особи через развитие человеческого коллектива в целом.


      О том, как, по мнению Чарлза Дарвина, развивались умственные и нравственные способности в первобытные и цивилизованные времена, я напишу в другой раз. 



?

Log in

No account? Create an account