flojolet (flojolet) wrote,
flojolet
flojolet

Category:

Проблематика образования 1900-2015



Известный русский и советский педагог-новатор Станислав Теофилович Шацкий так описывал проблемы полученного им самим школьного образования конца XIX века:

Ученики совершенно определенно говорили о том, что надо воевать с учителями; шалости, лицемерие, обманы, всевозможные способы устроиться так, чтобы получить хорошую отметку, ничего не зная, были самым обычным делом. В наших отношениях с учителями были и серьезные битвы, были маленькие победы и большие поражения. Ученье мне окончательно опостылело.

Мой педагогический путь, 1928

Не правда ли, прошло более 100 лет, а мы вернулись в ту же точку, и опять не знаем, что с этим делать? Хотя разработки того же Шацкого, который посвятил жизнь решению этой проблемы (и множеству других), могли бы многое прояснить в вопросе.

Можно, конечно, обсуждать хорошие или плохие программы используются в школе. Где-то они хорошие, но по большей части, берутся стандартные, не имеющие целью дать ученику цельное знание по предмету. Какую цель имеют эти программы, это вопрос дискуссионный, но в ВУЗах очевидно, что школьники приходят с отрывочными несистемными знаниями. А те, кто хоть как-то учатся потом, часто пользовались услугами репетитора. Очевидно также, что если ребенок получает отрывочные знания, а еще раньше в младшей школе он не развил свой понятийный аппарат, то он будет протестовать против запихивания (простите) в него неудобоваримой информации. И агрессию свою направлять он будет на учителя.

О проблемах современного образования рассказывает Людмила Апполоновна Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей", кандидат психологических наук, более двадцати лет, работающая со школьниками.




Доклад емкий, что-то к нему добавить мне сложно, так как я только знакомлюсь с тем, что происходит в современной школе, а у докладчика многолетний опыт. Знакомые мне заслуженные учителя подтверждают правдивость слов Людмилы Апполоновны. Те, кто осознает эти проблемы и любит детей просто обучают их по собственным программам. Такой же пример приводит и Ясюкова, рассказывая об учителе химии, который обучает детей по структуре учебника 1949 года.

Вообще, доклад очень тяжелый. Кажется, что сделать ничего нельзя, что все потеряно.
Но, во-первых, без осознания проблем нет никакой возможности их преодолеть. А во-вторых, я приведу мысль из статьи С.Т. Шацкого:


В значительной степени я определяю свой сильный интерес и к новым формам жизни и к новым педагогическим идеям тем, что старая система, система, проводившаяся условиями царского режима, в рамках буржуазного строя, была, поскольку я сам ее испытывал, невероятно бездарна, беспомощна, а поэтому вызвала сильное противодействие в той среде, на которую она влияла; наиболее чуткие, впечатлительные натуры подготовились, так сказать, к своему враждебному отношению и к работе против буржуазного строя с неизбежностью работаюшего механизма.


Современная система все более перестает нас удовлетворять. И более всего нам чужды цели современного школьного образования. Конечно, совершенно не хочется повторения событий начала XX века. Мы их, скорее всего, не переживем. Но у нас есть положительный опыт нескольких поколений педагогов, опыт, который необходимо изучать, использовать и развивать. У Шацкого к такому опыту доступа почти не было. Он интересовался опытом западных стран, но признавал, что применять этот опыт у нас практически бесполезно. А у нас все это есть, оно лежит на полках в библиотеках – бери и читай!

Tags: Образование, Шацкий
Subscribe
promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments