flojolet (flojolet) wrote,
flojolet
flojolet

Categories:

Героический марафон



5 и 6 мая я провела, не побоюсь этого слова, марафон уроков, посвященных теме «Мой герой». Урок был проведен в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м классах, а на десерт у меня был 4-й класс. Четвертый класс действительно можно считать десертом, так как оказалось, что чем дети младше, тем больше от них отдачи, тем более открытые у них лица и интересные вопросы.


4_group3.jpg

Основная цель моего урока – дать понять школьникам, чем отличаются герои настоящие от ненастоящих или вымышленных. Хотелось рассказать о настоящих героях Великой Отечественной Войны, как о взрослых, так и о детях. О детях нужно рассказывать для того, чтобы школьники могли примерить ситуацию на себя. И может тогда, смыслы проникнут в них лучше.

Для того чтобы настроить детей на рабочий лад, мне очень помог ролик, снятый Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы «Настоящие супергерои». При просмотре ролика я не перестаю каждый раз удивляться тому, как ловко авторы переводят разговор от мультяшных героев к настоящим. Это впечатлило и всех детей, которым я давала урок. Было видно, как они затихали, переставали хихикать и ерзать, и читали, и впитывали.



Но ролик, конечно, очень короткий. Что-то узнать об Иване Кожедубе или Марии Октябрьской из него нельзя. Поэтому я рассказывала о них, о том, что мне больше всего о них запомнилось из прочитанного, что впечатлило.

DSC00960_worked.jpg

Задавала вопрос, много ли боевых вылетов у Кожедуба? В ролике дана цифра 320, но другие источники дают 366. Все соглашались, что это много. И тогда я им показывала сравнительную таблицу из Википедии о боевых вылетах фашистских и советских асов.



Такая разница детей обескураживает. Что же, наши пилоты были хуже фашистских? Тогда я рассказывала, что у фашистов боевым вылетом считался любой вылет в зону боевых действий, а для советских пилотов только тот вылет, в котором случился воздушный бой с противником или при выполнении боевой задачи сопровождаемым неповрежденным бомбардировщиком. Но это не дает ответ, отчего сбитых самолетов у фашистов больше. А больше их потому, что это были специальные пропагандистские асы. Они старались жизнью особенно не рисковать, а набивать счет. Как в спорте. Жизнью они, конечно же, все равно рисковали и были, несомненно, хорошими пилотами и даже лучшими, только их целью часто было не выполнение боевой задачи, а набивка счета с минимальными для себя потерями. Часто участие такого аса в воздушном бою не давало фашистам существенного перевеса. Что с того, что ас подстерег самого слабого вражеского пилота, сбил его и удрал «в кусты»?

Очень важно подчеркнуть коллективную сущность подвигов настоящих героев. Тогда, как детей отовсюду пичкают супергероями, которые сами по себе крутые и никто им не нужен. Любой настоящий подвиг коллективный, он невозможен без работы множества людей вокруг. Не может герой построить себе самолет, или хорошо воевать в одиночку в своем танке (нужен экипаж), да и в космос полететь может только вся страна, а не один Гагарин. И даже если речь идет о спасении тонущего человека, то это означает, что окружающее человека общество таково, что нельзя отмахнуться от тонущего, не заметить его и пройти мимо.

В конце я зачитываю газету «Окопная правда №11» Валерия Волкова, героя 13 лет. Дети могут примерить на себя, смогли бы они так написать, с такими эмоциями. Я обращаю внимание, что Валерий нигде не пишет о себе, так как он уже мыслит совсем другими категориями. Он уже не является ребенком, он уже взрослый человек, причем намного лучше многих современных взрослых. Второй момент в письме, который даже комментировать не нужно, это интернациональность его «десятки». В наше время, когда народы бывшего СССР ссорят более 20 лет, это очень важно слышать и читать. Мы все были за одно и это правильно.


Наша 10-ка — это мощный кулак, который врагу будет дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться как дивизия. Нет силы в мире, которая победит нас, Советское государство, потому что мы сами хозяева, нами руководит партия коммунистов. Вот посмотрите, кто мы. Здесь, в 52-й школе: 1. Командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский. 2. Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе. 3. Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш,. 4. Врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек. 5. Летчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка. 6. Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин. 7. Артиллерист Петруненко из Киева, украинец. 8. Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский. 9. Разведчик, водолаз Аркадий Журавлев из Владивостока. 10. Я, сын сапожника, ученик 4.-го кл., Волков Валерий, русский. Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили; посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают. Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе! 52-я школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки… Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; где бы вы ни были, приезжайте и расскажите все, что происходило здесь, в Севастополе. Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу. Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!


У меня нет педагогического образования и опыта, поэтому мне было очень интересно наблюдать за реакцией на то, что я говорю, у детей разных возрастов. А я собрала почти весь спектр от 10 до 16 лет. Как я уже написала, дети в 10 лет открытые, у них все написано на лицах. Они активно задают вопросы. Шестой класс (12 лет) тоже были активны. Седьмой класс мне удалось раскачать только после ролика. А сперва я была почти напугана тем, с какими стеклянными глазами они сели меня слушать. К концу урока у них оживились лица, стали человеческими. У восьмого и девятого классов глаза изначально не были стеклянными, они вполне отчетливо выражали скуку и отторжение всего, что сейчас будут им «втирать». К концу урока, как мне кажется, они стали слушать внимательнее, и лица у них стали проще, но все равно остались весьма сдержанными.

DSC00975.JPG

В конце урока я раздавала всем подарки в виде «Писем с фронта». Они порадовали всех школьников независимо от возраста.

7_letters.jpg

Те, кто помладше начинали их читать прямо на месте.

DSC01022.JPG

Tags: Дубна, Уроки мужества
Subscribe
promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments