Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
"Несоответствие" песен Леля в опере «Снегурочка»
Autumn
flojolet
Lel

Новогодние праздники заставили меня обратиться к пьесе Александра Николаевич Островского «Снегурочка».  Эта пьеса требует отдельной беседы, и я еще к ней вернусь. Кажущаяся легкость темы пьесы не должна обманывать читателя, она наполнена вполне актуальными на сегодняшний день смыслами. Впрочем, как и одноименная опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная по пьесе.

Остановлюсь сегодня на некоем несоответствии, которое нельзя не заметить при прослушивании оперы и при просмотре мультфильма «Снегурочка».
Мультфильм был снят в 1952 году с использованием музыки Римского-Корсакова и некоторых вокальных партий.
Несоответствие состоит в том, что партию Леля в опере поет низкий женский голос - меццо-сопрано.

Вот, например, в мультфильме:




Забегая вперед, я считаю это исполнение самым осмысленным из всех, которые мне довелось слышать. Поет здесь, судя по всему, Лариса Авдеева. Прямых указаний на нее в интернете я не нашла, но по слуху я определяю именно ее (ролик). А если кто-то не доверяет моему слуху, то есть косвенные доказательства. Лариса Архипова в 1952 году (год выпуска мультфильма) стала работать в Большом театре, а в описании к мультфильму можно найти, что в озвучивании принимал участие хор Большого театра. Ирина Масленникова, которая поет партии Снегурочки в мультфильме, в это время также работала в Большом театре.

Как объяснить такой подход к вроде бы мужской партии? Писал ли Николай Андреевич эту партию для женского голоса или просто написал трудную партию для мужчин, и не все тенора могут ее исполнить? Глупый, конечно, вопрос, так как автор очевидно максимально осмысливал свое произведение. Но все же мне показалось интересным исследовать этот вопрос.

Поиск по интернету мне все-таки выдал мужское исполнение песен Леля:




Это замечательное исполнение песни Леля контратенором Владимиром Магомадовым.
Но, очевидно, что это мало чем отличается от женского варианта.


Поскольку в пении я любитель, то не помню, до какой ноты диапазон голоса у теноров. Могут ли они в принципе петь то, что написал Римский-Корсаков?


Верхняя нота в песне – фа. Вот, как ее исполняют знаменитые тенора (Опера "Пуритане" В.Беллини).
В общем, справлялись они с этой нотой, мягко скажем, с трудом. Из этого можно заключить, что Николай Андреевич специально писал партию для женского голоса. Что, конечно, было очевидно сразу.

Но возникает все-таки сомнение: в мультфильме нарисован вполне себе мужественный герой Лель. Как такой молодой мужчина может петь женским голосом? Почему он нарисован так?

Первым изобразителем Леля, впрочем, как и всей «Снегурочки», для постановки ее в 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова был известный русский  художник Виктор Михайлович Васнецов. Он нарисовал все костюмы и декорации.



Виктор Васнецов. Картина «Снегурочка и Лель»

Думаю, что многие художники обращались к васнецовскому образу Леля, хоть и переосмысливали его. Я вижу также сходство образа и в мультфильме.

Но что же пишет сам Островский в пьесе? Как описывает Леля? Он говорит устами Снегурочки:

К нему девицы ходят
Красавицы, и по головке гладят,
В глаза глядят, ласкают и целуют.
И Лелюшком и Лелем называют,
Пригоженьким и миленьким.

Ну как мужчину, пусть и молодого, но все же вполне мужественного, можно гладить по головке и называть пригоженьким и миленьким?

А думается мне, что дело было не совсем так, как изобразил его Васнецов. Вот так с дрожью в коленках, я берусь оспаривать мнение одного из самых талантливых и признанных в нашей стране художников.

Гладить по головке можно мальчика, почти ребенка. Вспомним, что самой Снегурочке было всего 15 лет. И эти персонажи, как мне кажется, выглядели скорее так:



Овчинников Владимир. Снегурочка и Лель

Или так:


Князев. Снегурочка и Лель.

В таком понимании Лель в пьесе даже чем-то напоминает Купидона. Это именно его музыкальная стрела разбудила в Снегурочке даже не любовь, а желание любви, ее ожидание.

И Римский-Корсаков дает Лелю женский голос, как мне кажется, именно поэтому. Потому-то я вначале писала, что считаю исполнение песен Леля Ларисой Авдеевой наиболее осмысленным. Она не углубляет свое меццо-сопрано, чтобы придать голосу мужественности, а облегчает его, поет за мальчика. Не буду приводить здесь другие очень хорошие исполнения песен Леля, но оторванные по смыслу от оперы и пьесы.

Но как так случилось, что такой образ принял Николай-Андреевич Римский-Корсаков? И не оспорил Александр Николаевич Островский? Думаю, что великие художники относились с уважением к  труду друг друга. Если внимательно читать пьесу или внимательно слушать оперу, то должно быть все понятно и не вызывать диссонанса между образом, текстом и голосом. Также нравы были другими, они не были испорчены пропагандой однополых отношений, и женский голос был очевидным указанием на молодость мальчика.


Наверное, это мы, современные люди, разучились так слушать, читать и чувствовать?


  • 1
Спасибо. А в опере вообще поют дети? Но странно, а кто должен был петь по мнению Римского-Корсакова? Кроме того с Лелем-то тоже оказалось все нечисто :). С одной стороны он и правда как бы славянский аналог Купидона, а с другой его вроде бы и не было в реальной славянской мифологии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лель

> А в опере вообще поют дети?
Не попадались. :)

Вообще таких партий не пишут - для детей.
Но мне попадались записи детей, которые пели "большим" голосом. Не могу сказать, что мне это нравится. Все-равно что бальные детские танцы. Что-то танцуют, но о чем не знают и взрослых движений нет.

А Римский-Корсаков очевидно написал партию для меццо-сопрано.

Я не стала писать сюда измышления про Леля как про божка, потому что это все надо доказывать. Я решила идти от текста и музыки.

Пробежавшись по тексту Островского, сам Лель говорит о себе как о мальчонке:
«Мальчонка-пастушонка
Убогого за песню приголубят»
«...»
«Если у глупого мальчонка-пастуха
Рассудка нет, так вещим сердцем сыщет
Подружку он.»
Здесь он в поиске подружки, а согласно обычаям в Древней Руси жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж с 12. С этого возраста обычно и начинался поиск невесты.

На мой взгляд в мультфильме образ Леля как хорошего сложенного вполне себе могла иметь место, на это сказывался тяжелый деревенский труд с раннего возраста.
Единственное, что смущает — это возраст ломки голоса, он индивидуален, но обычно начинается у юноши в 12-14 лет. Возможно всё же поиск подружки и невесты немного разные вещи, поэтому вполне себе допустим Лель возраста 12 лет.

Да, спасибо.
Я решила не перегружать текст цитатами пьесы, но это правильное замечание.
Хотя, тут можно поспорить, что он о себе говорит с некоторым сарказмом.

В тексте также есть упоминание, что этого же Леля стараются держать подальше от девушек - на ночлег не пускают в дом, где девушки на выданье. Поэтому хоть и ребенок, но все-таки мягко скажем, не совсем. ))

Кстати, контртенор оказался довольно редким явлением, даже скорее аномалией, поэтому для Николая Андреевича в своей опере было бы опрометчиво назначать такой голос Лелю, чтобы не осложнять поиск исполнителей. К тому же замена контртенора на меццо-сопрано обычная практика.
Всё больше прихожу к пониманию, что персонаж Леля вполне мог иметь такой редкий сладкоголосый тембр. Это лишний раз подчеркивает его образ, которым в этой сказке так умиляются девушки. Тем самым возраст на это вообще не влияет, хоть ему там 40 лет ))

Я все же склоняюсь, что контратенор Николай Андреевич не имел в виду.
На это указывает смысл персонажа.
И к тому же контратенора в истории - это чаще всего кастраты. Назначая такой голос персонажу надо что-то такое подразумевать, а тут таким и не пахнет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account