flojolet (flojolet) wrote,
flojolet
flojolet

Categories:

"Несоответствие" песен Леля в опере «Снегурочка»

Lel

Новогодние праздники заставили меня обратиться к пьесе Александра Николаевич Островского «Снегурочка».  Эта пьеса требует отдельной беседы, и я еще к ней вернусь. Кажущаяся легкость темы пьесы не должна обманывать читателя, она наполнена вполне актуальными на сегодняшний день смыслами. Впрочем, как и одноименная опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная по пьесе.

Остановлюсь сегодня на некоем несоответствии, которое нельзя не заметить при прослушивании оперы и при просмотре мультфильма «Снегурочка».
Мультфильм был снят в 1952 году с использованием музыки Римского-Корсакова и некоторых вокальных партий.
Несоответствие состоит в том, что партию Леля в опере поет низкий женский голос - меццо-сопрано.

Вот, например, в мультфильме:




Забегая вперед, я считаю это исполнение самым осмысленным из всех, которые мне довелось слышать. Поет здесь, судя по всему, Лариса Авдеева. Прямых указаний на нее в интернете я не нашла, но по слуху я определяю именно ее (ролик). А если кто-то не доверяет моему слуху, то есть косвенные доказательства. Лариса Архипова в 1952 году (год выпуска мультфильма) стала работать в Большом театре, а в описании к мультфильму можно найти, что в озвучивании принимал участие хор Большого театра. Ирина Масленникова, которая поет партии Снегурочки в мультфильме, в это время также работала в Большом театре.

Как объяснить такой подход к вроде бы мужской партии? Писал ли Николай Андреевич эту партию для женского голоса или просто написал трудную партию для мужчин, и не все тенора могут ее исполнить? Глупый, конечно, вопрос, так как автор очевидно максимально осмысливал свое произведение. Но все же мне показалось интересным исследовать этот вопрос.

Поиск по интернету мне все-таки выдал мужское исполнение песен Леля:




Это замечательное исполнение песни Леля контратенором Владимиром Магомадовым.
Но, очевидно, что это мало чем отличается от женского варианта.


Поскольку в пении я любитель, то не помню, до какой ноты диапазон голоса у теноров. Могут ли они в принципе петь то, что написал Римский-Корсаков?


Верхняя нота в песне – фа. Вот, как ее исполняют знаменитые тенора (Опера "Пуритане" В.Беллини).
В общем, справлялись они с этой нотой, мягко скажем, с трудом. Из этого можно заключить, что Николай Андреевич специально писал партию для женского голоса. Что, конечно, было очевидно сразу.

Но возникает все-таки сомнение: в мультфильме нарисован вполне себе мужественный герой Лель. Как такой молодой мужчина может петь женским голосом? Почему он нарисован так?

Первым изобразителем Леля, впрочем, как и всей «Снегурочки», для постановки ее в 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова был известный русский  художник Виктор Михайлович Васнецов. Он нарисовал все костюмы и декорации.



Виктор Васнецов. Картина «Снегурочка и Лель»

Думаю, что многие художники обращались к васнецовскому образу Леля, хоть и переосмысливали его. Я вижу также сходство образа и в мультфильме.

Но что же пишет сам Островский в пьесе? Как описывает Леля? Он говорит устами Снегурочки:

К нему девицы ходят
Красавицы, и по головке гладят,
В глаза глядят, ласкают и целуют.
И Лелюшком и Лелем называют,
Пригоженьким и миленьким.

Ну как мужчину, пусть и молодого, но все же вполне мужественного, можно гладить по головке и называть пригоженьким и миленьким?

А думается мне, что дело было не совсем так, как изобразил его Васнецов. Вот так с дрожью в коленках, я берусь оспаривать мнение одного из самых талантливых и признанных в нашей стране художников.

Гладить по головке можно мальчика, почти ребенка. Вспомним, что самой Снегурочке было всего 15 лет. И эти персонажи, как мне кажется, выглядели скорее так:



Овчинников Владимир. Снегурочка и Лель

Или так:


Князев. Снегурочка и Лель.

В таком понимании Лель в пьесе даже чем-то напоминает Купидона. Это именно его музыкальная стрела разбудила в Снегурочке даже не любовь, а желание любви, ее ожидание.

И Римский-Корсаков дает Лелю женский голос, как мне кажется, именно поэтому. Потому-то я вначале писала, что считаю исполнение песен Леля Ларисой Авдеевой наиболее осмысленным. Она не углубляет свое меццо-сопрано, чтобы придать голосу мужественности, а облегчает его, поет за мальчика. Не буду приводить здесь другие очень хорошие исполнения песен Леля, но оторванные по смыслу от оперы и пьесы.

Но как так случилось, что такой образ принял Николай-Андреевич Римский-Корсаков? И не оспорил Александр Николаевич Островский? Думаю, что великие художники относились с уважением к  труду друг друга. Если внимательно читать пьесу или внимательно слушать оперу, то должно быть все понятно и не вызывать диссонанса между образом, текстом и голосом. Также нравы были другими, они не были испорчены пропагандой однополых отношений, и женский голос был очевидным указанием на молодость мальчика.


Наверное, это мы, современные люди, разучились так слушать, читать и чувствовать?

Tags: культура, музыка
Subscribe

  • Эмиль Гилельс: Рахманинов

    Как он может играть это лучше Рахманинова? Я не понимаю...

  • Недоумение от концерта в Пальмире

    Напишу сразу, что заявленное недоумение – это был только толчок к этому анализу. Недоумение быстро прошло после того, как удалось…

  • Рабочий и колхозница

    " Я мог прикоснуться к статуе. Это был апофеоз моего восторга и желания показать скульптуру такой, какой она открылась мне. Ведь это не только…

promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments