?

Log in

No account? Create an account

Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Интеллигентность и интеллигентщина
Autumn
flojolet

Симон Львович Соловейчик

Много раз я сталкивалась с разными трактовками слова «интеллигент», даже спорила. Но сама не могла достаточно кратко описать, что я понимаю под словом «интеллигент».

Читаю книгу советского педагога Симона Львовича Соловейчика «Педагогика для всех».
Соловейчик в своем подходе к педагогике считает себя последователем Сухомлинского. Но разговор даже не об этом. И книга-то не является педагогическим руководством так, как это принято: «Что делать, если ребенок то-то». Книга скорее является философскими рассуждениями о воспитании детей в семье. Она  впервые опубликована в 1987 году, во время перестройки, за 4 года до окончательного развала Советского Союза. Правда, писал Симон Львович эту книгу девять лет: с 1977 года по 1986 год.

И вот Соловейчик среди всего остального не менее интересного пишет об интеллигентности. Слов из песни не выкинешь, цитата большая, но привожу ее полностью, так как она стоит того.

«Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьезное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема "знание и нравственность". Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чем их благородство? "В интеллигентности", - был ответ. В благородстве духа. Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе ее - вера в правду, порожденная разумом и образованием. Интеллигент - человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

Однако нравственность, как уже говорилось, предполагает отказ от целей, которых невозможно достичь, не посягая на других. Интеллигент, неспособный причинить зла другому, неспособный к эксплуатации человека, унижению его достоинства, стал казаться существом мягкотелым и безвольным. Все на свете имеет и дурную сторону; интеллигентность породила интеллигентщину - склонность рассуждать, ничего не делая, нерешительность, доведенную до нравственной дряблости.

Интеллигентность от интеллигентщины отличается главным образом волей. Русский интеллигент развил науку, культуру, медицину и образование, русский инженер-интеллигент опоясал страну железными дорогами - какая уж тут безвольность! И он сохранял в чистоте свою совесть, совесть "мыслящего человека", вышедшего из народа и народу преданного.

В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники - их все меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека».

Читать последний абзац цитаты невыносимо горько. Вот же, прямо перед развалом страны писали такие хорошие слова, верили, что образование становится всеобщим, понимали, что перед человеком стоит новый вызов. А теперь мы восхваляем и воспитываем именно тех, кого Симон Львович называет самыми опасными людьми.


  • 1
"Выученные, но бессовестные." - это же прям дословно про то, что в школах и детских садах исключено воспитание! Осталось только обучение и "присмотр и уход". Тьфу! Плеваться от таких слов хочется.

  • 1