?

Log in

No account? Create an account

Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Сухомлинский о коллективе и о создании коллективов в школе
Autumn
flojolet


Что такое коллектив в общих чертах я уже описывала в одной из своих статей. Сегодня это понятие используется в основном для эффективного бизнеса, поэтому основные аспекты создания коллектива размылись окончательно. Я использую слово «окончательно», так как изучая опыт одного из самых интересных педагогов советского периода Василия Александровича Сухомлинского, вижу, что эти вопросы и в его время недостаточно осознавались педагогами.

Коллективное и индивидуальное развитие должны идти рука об руку и основой для их синтеза должно быть общее духовное, идеальное начало. Вот такое определение коллектива дает Сухомлинский:

«Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей, И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями».
Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина».

В своей работе Сухомлинский изучал и переосмысливал опыт Макаренко – самого передового педагога своего времени. Но условия для работы у Сухомлинского и Макаренко были разными. Макаренко занимался вопросами создания коллектива в коммуне, в которой коммунары зависели друг от друга полностью и для всех стоял вопрос выживаемости. А Сухомлинский работал в общеобразовательной школе, из которой большинство детей уходили после уроков домой в свои семьи. Отсюда и некоторые различия в подходах. Сухомлинский считал основной задачей – воспитание первичного классного коллектива (и участие детей в других коллективах), в то время как возможность общешкольного коллектива подвергал сомнению.

«И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе - великое множество разных коллективов и что так называемый первичный и так называемый общешкольный коллективы никак не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Что касается общешкольного коллектива, то вообще надо подумать, возможен ли он в шаблонном понимании в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной нашей школы, объединяющей до 1000 ребят <…>. Много лет я пытался создать этот самый общешкольный коллектив. И чем больше стремился к этому, тем ярче выступала тенденция - коллектив ради коллектива, деятельность во имя того, чтобы были «руководство», «подчинение», «взаимозависимость». <…> Но вся беда в том, что чаще всего никаких духовных, эмоциональных связей, прочных и длительных, между старшими и младшими не возникает. И я не осмелюсь заявить, что в сознании учеников младших классов удалось таким путем утвердить мысль, что они - члены общешкольного коллектива».
Сухомлинский В.А. «Педагог - коллектив – личность»


Как я уже писала, Сухомлинский считал очень важным трудовое воспитание школьников. Под трудом он понимал, как физический труд, так и учебный, причем учебный труд ставился выше, и трудолюбие в учении считалось более высокой стадией трудового воспитания. Любой труд должен приносить чувство удовлетворения:

«Дети должны убедиться в том, что, достигнув цели, выполнив ту или иную работу, они станут лучше, жизнь их будет интереснее. Главным результатом проделанного должно быть коллективно пережитое чувство морального удовлетворения, гордости».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коллективизма у школьников».

Но Сухомлинский считал также важными коллективные развлечения и игры. Дети все-таки.

Вдохновить школьников на труд для коллектива Василий Александрович считал самой важной задачей воспитателя. Такой труд обогащает духовную жизнь учеников, формирует чувство долга перед коллективом. Но в процессе выполнения коллективного труда и достижения общей цели, ребенок должен вкладывать в этот труд как можно больше своего личного, индивидуального. Причем результаты труда учеников должны быть как можно более конкретными. Так через развитие индивидуальных возможностей происходит развитие коллектива в целом.

«Следует избегать ставить перед учениками младших классов такие общие цели, как успешное окончание учебного года, переход в следующий класс и т. п., так как это еще не может побудить детей к активной коллективной деятельности. Если и возможна далекая перспектива в жизни коллектива младших школьников, то она всегда должна быть связана с чем-то очень ярким, волнующим, с радостным событием. <…> Есть мастера-воспитатели, умеющие добиться того, что дети с волнением ожидают не какого-нибудь праздника, а самого обыденного будничного события, например сбора металлического лома или древонасаждения».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коллективизма у школьников».

Очень важно в процессе воспитания личности в коллективе – это опыт благодарности коллективу за помощь в трудной ситуации.

«Неизгладимый след в душе воспитанника оставляют чуткость и заботливость, проявленные воспитателем. Но еще сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый ребенок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».
Сухомлинский В.А. «Верьте в человека».

Детей воспитывает помощь не только друг другу, родителям, но и другим людям, не входящим в круг их обычного общения: старикам, инвалидам, всем, кто нуждается в помощи. Помощь эта должна быть не время от времени, а постоянна.

«Нельзя представить себе высокоидейное воспитание ученического коллектива без такой помощи. Она является наиболее конкретным, доступным детскому пониманию выраже­нием социалистических взаимоотношений советских людей».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коллективизма у школьников».

Сегодня как нельзя остро стоит вопрос о том, нужен ли за детьми постоянный надзор. Наше общество деградировало до такой степени, что родителям страшно отпускать детей одних на улицу. Система образования с этого года ввела дополнительное образование таким образом, что ребенок может остаться в школе после уроков и пробыть там до 4-5 часов вечера, то есть практически до момента возвращения родителей домой. Вопрос о личном времени и свободе школьников ставился и в 60-е 70-е года во время работы Сухомлинского в Павлышской школе. О попытке занять все свободное время у детей он писал:

«Наше стремление как можно надежнее организовать жизнь учащихся доходит подчас до абсурда. Комсомольские организации требуют, чтобы даже в выходные дни в школах был организован коллективный отдых подростков, чтобы даже в воскресенье учителя их развлекали, следили, чтобы не попали они в дурную компанию. Вся эта псевдозабота о нравственности подростка будит тревожные мысли: кого же мы воспитываем? В душе человека, которого до зрелости боятся распеленать, перекармливают удовольствиями и радостями, поселяются пустота и скука».
Сухомлинский В.А. «Воспитание и самовоспитание».

Когда старшее поколение рассказывает о коллективе, то часто можно услышать упоминание о «коллективных выволочках», об осуждении коллективом за какие-то ошибки или провинности. Такая методика часто переносилась и на детские коллективы, не учитывая тонкую организацию детской души.  Попытка применить коллективное наказание часто приводит к ослаблению коллектива и возникновению круговой поруки против несправедливости педагога.

«Каковы бы ни были факты, побуждающие учеников к взаимному покрывательству, суть дела всегда одна и та же - это неуместное применение такого тонкого метода воспитания, как наказание. А ведь нередко воспитатели пытаются даже добиться того, чтобы детский коллектив одобрил наказание, наложенное на школьника, создают видимость общественного мнения у детей, даже делают попытку наказывать от имени коллектива. Эти попытки приносят очень большой вред, так как вносят дезориентацию в тот небольшой опыт общественной жизни, который есть у школьников».
Сухомлинский В.А. «Верьте в человека».

Коллективное наказание часто носит характер обнажения перед обществом каких-то личных деталей, которое даже взрослые переносят плохо, а дети и подавно. Говорить о личном можно только в сформированном коллективе, членов которого объединяет нравственная и идейная общность.

«Воспитатель должен осторожно подходить к решению вопроса о том, можно ли посвящать коллектив в то, что воспитанник считает глубоко личным, неприкосновенным. <…> Обнажая личное, сердечное, воспитатель не только унижает человеческое достоинство воспитанника, но и притупляет его эмоциональную чуткость, огрубляет натуру, воспитывает - незаметно для самого себя и, может быть, вопреки своим намерениям - ту толстокожесть, которая в конечном счете ведет к эмоциональному невежеству. <…> Часто говорят об общественном мнении коллектива, о его влиянии на личность... Все эти вещи возможны и становятся реальностью лишь при том условии, если в школе, в коллективе - высоконравственная атмосфера, сформировано активное отношение к нравственным ценностям. Без этого не может быть и речи об общественном мнении коллектива, без этого сообщество школьников остается рыхлой массой, толпой и, следовательно, не является коллективом».
Сухомлинский В.А. «Этюды о коммунистическом воспитании».

И самое важное, что коллектив несет в себе не только индивидуальные достоинства каждого человека (ученика), но и коллективную ответственность за ошибки и дурные поступки каждого члена коллектива.

«Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки».
Сухомлинский В.А. «Верьте в человека».


И снова, разбираясь в вопросах воспитания и изучая опыт Василия Александровича Сухомлинского, я задаюсь вопросом: ведь еще 50 лет назад существовали подробные наработки по ключевым вопросам воспитания, где же практическое применение? Где осмысление опыта, который получен кропотливым, ежедневным, бескорыстным трудом?

  • 1
Великолепно! Спасибо большое. Много нового узнал для себя, как для исследователя педагогической проблематики.
Особенно порадовало заключение. Я часто задаюсь именно таким же вопросом: где практическое применение?! Почему его нет?! СССР развалился. Не потому ли, что школа (в том числе и в первую очередь) плохо воспитывала?
И один вопрос:
Была ли у Сухомлинского на эту тему какая-нибудь конкретика? Большая, чем автором выделена.

  • 1