Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Сухомлинский о трудовом воспитании в коллективе
Autumn
flojolet


Нужно ли детям трудиться?

Этот вопрос, несмотря на многочисленные исследования советских (и не только) педагогов, неизменно дававших положительный ответ на него, часто звучит и сейчас.

В связи с изменением отношения к детям вообще, меняются и представления о том, каким образом их нужно воспитывать.



Скажем, сто лет назад, женщина, потерявшая ребенка, конечно, горевала, но недолго, так как у нее были еще дети (или женщина точно знала, что будут) и их нужно было кормить и воспитывать. А современные женщины испытывают настоящий шок, если им начать объяснять, что жизнь ребенка стоит гораздо меньше, чем жизнь взрослого. Нам внушили, что жизнь ребенка бесценна и хрупка, и, на основании этого, используется другой подход и в педагогике. Если жизнь ребенка бесценна, то не дай бог что с ним случится! Это значит, что швейные машины и деревообрабатывающие станки нужно из школы убрать (сдать в металлолом), иначе как бы ребенок не уколол палец или страшно представить что еще. А если вспомнить, что еще 100 лет назад дети трудились на производствах по 12 часов наравне со взрослыми? А теперь права ребенка ставятся выше (!) прав его родителя.

Сухомлинский, судя по его книгам и статьям, тоже считал, что жизнь ребенка бесценна. Только на основании этого делал совсем другие выводы - нельзя терять ни одной минуты этой жизни, нужно использовать ее для воспитания. И одним из самых важных воспитательных методов является труд.


«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения,  посильного для  детей,  для  ребенка  останется  
недоступным  и счастье   труда.   Высшая  педагогическая  мудрость   трудового   воспитания заключается в  том, чтобы  утвердить 
в детском сердце народное  отношение  к труду.  Труд  для  народа является не только  жизненной  необходимостью, без которой  
немыслимо человеческое  существование,  но  и  сферой  многогранных проявлений   духовной  жизни,  духовного   богатства   личности.   
В   труде раскрывается богатство  человеческих  отношений».




Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».

Важность трудового воспитания именно в коллективе Сухомлинский подчеркивал много раз в своих работах. И верно, человек всю свою жизнь трудится в коллективе, да и коллектив (настоящий коллектив, а не просто группа людей) человеку нужен для того, чтобы максимально развить свои способности и быть максимально эффективным. Где, как не в коллективе, нужно учиться трудолюбию?

«Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспита­ние каждого школьника».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

«Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Индивидуальные и общественные интересы могут сочетаться только в коллективе. Причем в коллективе часто коллективные интересы становятся индивидуальными, ставятся выше собственных. Целью трудового воспитания Сухомлинский видел воспитание трудолюбия методом получения радости от труда.

«Трудолюбие - это прежде  всего сфера  эмоциональной  жизни  детей. Ребенок  стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
Чем глубже  радость труда, тем  больше  дети дорожат собственной  честью, тем нагляднее видят  в деятельности самих себя  -  свои усилия,  свое имя.  
Радость труда  - могучая  воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива».
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»". 



Когда сегодня говорят о трудовом воспитании, то чаще всего имеют в виду труд физический, труд своими руками. Но это не совсем верный подход. Умственный труд – это не «тоже труд», а тот труд, которому как раз и должна обучать школа. А физический труд при обучении используется как вспомогательный, как стимул к познанию.

«Труд и трудовое воспитание - это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд - это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. К каким бы ухищрениям ни прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребенка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, все-таки учение занимает и будет занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдешь! И трудовое воспитание надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений - вот что должно быть трудом для школьника».
Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».

«Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

Как и физический труд, так и умственный труд должен иметь цель, иначе обучение для ребенка становится бессмысленным запоминанием знаний.

«Умственно трудиться - это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата»
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Когда автору этой статьи довелось учиться в школе, воспитание труду понималось, как использование труда школьников для их самообслуживания. Школьники убирались в своих кабинетах, помогали летом делать ремонт в школе. Но Сухомлинский писал, что это неправильно (за 30 лет до получения автором соответствующего опыта!).

«Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения. Как можно меньше случайного, непредусмотренного, "аварийного" труда - таково правило воспитания трудолюбия».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

И еще есть две важных составляющих успешного воспитания ребенка трудолюбию:

1)      Воспитание своим примером.
«Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение».
Сухомлинский В.А. «Нравственный идеал молодого поколения».

2)      Обучение других щкольников своему умению.
«Человек лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

В павлышской средней школе, директором которой Сухомлинский работал 22 года до конца своей жизни, было правило – все, что школьники могли сделать своими руками, они делали сами: строили парты, шили шторы и т.д. Конечно, это было вызвано еще и послевоенной тяжелой обстановкой, но все же павлышская школа отличалась от других. Изделия школьников выглядели чуть хуже фабричных, но все же были функциональными. Представить только гордость детей, которые, заходя в школу, видят что-то, сделанное своими руками! Насколько это меняет отношение к школе. И слова – «Школа – наш общий дом» становятся уже не просто словами, а правдой.

Также очень важно, чтобы ученик в процессе трудового воспитания не просто усвоил какие-то навыки на среднем уровне, а нашел бы себе такое дело, в котором превзошел бы других учеников. И каждый стал бы в своем деле лучшим.

«Мы добиваемся, чтобы каждый ученик достиг в своем любимом деле значительных успехов. Путь к успеху идет обычно через продолжительные поиски, ученик пробует свои силы в различных делах, овладевает многими умениями, но если его успехи в чем-нибудь одном не вышли далеко за пределы того, что в его возрасте является обычным, часто встречающимся, это значит, что он до сих пор еще не нашел своей дорожки. Значительный успех - это не просто удовлетворительное, хорошее или отличное выполнение того, что доступно каждому. <…> Но для того, чтобы труд стал любимым делом, увлечением, необходим успех, превышающий самые высокие требования, посильные для всех учеников данного возраста. Вот такой успех мы и называем значительным».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

Успешный опыт трудового воспитания был получен Сухомлинским еще в 50-60-х годах. С тех пор прошло очень много времени, но хороший опыт почему-то до сих пор не используется в массовом образовании. Конечно, для того, чтобы пользоваться советами Сухомлинского, нужно быть человеком творческим и любить детей. Сегодня – это не главные приоритеты образования. Сегодня вообще забывают о том, что человек живет в обществе и для того, чтобы он научился в нем жить и эффективно работать, нужно заниматься коллективным строительством еще со школы. Откроем ли мы для себя хорошо забытое старое? Хочется верить, что откроем.

  • 1
Принципы Макаренко и Сухомлинского - альфа и омега педагогики.

Когда я искала материал, я убедилась, что педагоги и сегодня изучают их опыт - рефераты, разные работы по их произведениям делают. Но только где внедрение?

У меня возникает тот же самый вопрос.

педагоги и сегодня изучают их опыт

Когда искал материал по восстановлению списков захоронений времен ВОВ, находил много "рефератов и разных работ", мне казалось, что я нашел тех, кто мне поможет. Но, как оказалось, в большинстве своем, всем этим в школах занимаются лишь для отчетности и получения очередной категории. А когда выходил на прямой контакт - бежали от предложенного участия как черт от ладана, либо просто "морозились". Когда предлагал уже готовый материал по теме, которой они якобы интересовались, то с этого региона на мой сайт не было ни одного перехода по предложенной мною ссылке. Зато, привелось случайно слушать радио-интервью одного из этих школьных деятелей (с кем я имел нерезультативный разговор), где много было красивых слов. Школы работают в духе времени.
Какой Сухомлинский! Какой Макаренко!

Re: педагоги и сегодня изучают их опыт

Замена содержания формой.

""С тех пор прошло очень много времени, но хороший опыт почему-то до сих пор не используется в массовом образовании.""
Думаю,что не открою большого секрета,если скажу,что такой хороший опыт слишком опасен был для тех,кто удалял из школьной программы логику и психологию,для тех,кто превращал "марксизм" в догматического истукана.Не говоря уже про сегодня.

Думаю, что Вы правы. Но тема "почему" очень уж глубокая, для отдельной статьи, а-то и труда. Поэтому воздержалась от оценок.

Тема действительно очень и очень глубокая.Я,например,постоянно и с нетерпением жду новых публикаций СЕК в газете СВ о "Судьбе гуманизма в 21 веке", да и "Четвёртый этаж" неразрывно завязан на эту тему.

Какой красивый!

Да, очень доброе лицо и кроткий взгляд.

У меня доча когда трудится получает такое удовольствие, что я каждый раз удивляюсь. Вчера полтора часа вышивала цветочек - с таким удовольствием. Труд он тоже должен разграничиваться - есть труд в тягость, а есть в радость. Смотря что делать - мыть пол, или вышивать цветочки. А у нас считают труд, который в радость - типа хобби и принижают его.

Сухомлинский считает, что любой труд должен быть в радость. Для этого нужно целеполагание и вера в собственные силы. Детям очень нужна творческая жилка в работе, поэтому вышивание и другие "хобби" - это один из самых эффективных путей воспитания трудолюбия.

""любой труд должен быть в радость""
Довольно спорное утверждение,на мой взгляд.Вот,довольно точное,опять же на мой взгляд,определение пролетариата от Белинского:
."" Только здесь я понял ужасное значение слов павперизм и пролетариат. В России эти слова не имеют смысла. Там бывают неурожаи и голод местами, там есть плантаторы-помещики, третирующие своих крестьян, как негров, там есть воры и грабители чиновники; но нет бедности, хотя нет и богатства. Леность и пьянство производят там грязь и лохмотья, но это всё еще не бедность. Бедность есть безвыходность из вечного страха голодной смерти. У человека здоровые руки, он трудолюбив и честен, готов работать -- и для него нет работы: вот бедность, вот пауперизм, вот пролетариат! Здесь еще счастлив тот, кто может с своею собакою и своими малолетними детьми запрячь себя в телегу и босиком возить из-за Зальцбрунна во Оренбург каменный уголь. Кто же не может найти себе места собаки или лошади, тот просит милостыню. По его лицу, голосу и жестам видно, что он не нищий по ремеслу, что он чувствует весь ужас, весь позор своего положения: как отказать ему в зильбергроше, а между тем, как же и давать всем им, когда их гораздо больше, нежели сколько у меня в кармане пфеннигов? Страшно! ""( письмо Боткину,1847 г.,Дрезден)

Какова "радость",вместе с детьми и собакой впрячься в тачку,какова справедливость такого труда,если ,ещё, учесть,что различное понимание справедливости и есть основная причина деления людей на различные группы и классы.
Труд же можно разделить(имхо) на четыре "вида",восходящие ступени:
1.Труд,как необходимость,ради куска хлеба;
2.Труд,как потребность,даже без вознаграждения;
3.СЛУЖЕНИЕ,как необходимость.После чего(выполнение задачи оного служения) человек с радостью возвращается к любимому делу;
4.Служение,как потребность.Что-то сродни монашескому схимничеству.

Тут речь немного не об этом. Сухомлинский воспитывал человека для коммунистического труда. В этом случае такие унизительные варианты, как "вместо собаки", не должны существовать. Я об этом в статье не писала, дам здесь еще одну его цитату:

«Коммунистический труд - труд по способности - не может ограничиться индивидуальной нормой. К труду без нормы мы должны готовить наших воспитанников уже сейчас, сегодня. Чтобы каждый воспитанник испытывал потребность давать как можно больше обществу, мы утверждаем новые, коммунистические взаимоотношения в коллективе. »
Сухомлинский В.А. Формирование коммунистических убеждений у молодого поколения.

Как Вы считаете, о каком труде по Вашей шкале он говорил?

Вы знаете,я на это смотрю,как на попытку развития идеологического штампа о гуляш-коммунизме развалившем СССР.Коммунизм,как "Пробуждение и Раскрепощение" - намного тоньше,глубже и всеобъемлюще,чем просто "способности и потребности".И здесь, при отрицании себя ради общего,главное не потерять ту грань, за которой исчезает сама творческая личность и личность,как таковая.
А посему,для моей шкалы,суждение Сухомлинского:«Коммунистический труд - труд по способности - не может ограничиться индивидуальной нормой" - до служения не дотягивает,т.к. даже на более низких ступенях просто нет места для роботов.

Мне, чтобы Вам ответить, нужно подробнее изучить, что именно писал Сухомлинский о коммунизме. Цитата вынута из цельного текста и имеет целью пояснить основную мысль, а мысль не об идеологии коммунизма. Думаю, что изучу этот вопрос и напишу. Мне самой интересно.

Как любить детей

Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко — в муках. Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души.
В.А.Сухомлинский

Если брать Макаренко, то есть несколько важных принципов, по которым он выстраивал трудовое воспитание коммунаров: 
1. Коммунары сами на общем собрании решали, куда вкладывать свои силы.  Коллектив не должен останавливаться в развитии, у него всегда должны быть достойные задачи. Макаренко, как руководитель коммуны, обязан эти задачи искать. Но решение «быть или не быть» принимает не Макаренко, а коллектив коммунаров. 

2. Коммунары получали справедливое вознаграждение за труд, и сами решают, как распорядиться результатами своего труда и заработанными средствами. 

3. Коммунары трудятся не только для себя, но и на благо общества. Они активны, не запираются в коммуне, помогают соседям. Стремятся выйти в большую жизнь и стать достойными людьми. 

Т.е. там нет труда ради труда или абстрактного идеала. Коммунары трудятся потому что сами так решили. Либо потому, что им нравится этим заниматься, либо потому, что решают какие-то свои задачи: скажем, накопить средств на постройку завода или на поездку в Крым. В любом случае, они сами заинтересованы в труде, прекрасно понимают, что они и зачем делают.

И вот когда такой заинтересованный труд выстроен, он превращается в средство воспитания. Потому что заинтересованный в результатах своего труда коллектив начинает подтягивать воспитанников.

Ваш пример из Макаренко - это то же самое, что писал Сухомлинский о том, что у труда должна быть цель. Весь коллектив должен эту цель преследовать и каждый по-отдельности.

С какой книги посоветуете знакомство с Сухомлинским? "Сердце отдаю детям"?

Это зависит от того, для какой цели Вы хотите с ним знакомиться. Если просто познакомиться, то наверное да - "Сердце отдаю детям". Эта книга была написана незадолго до его смерти и включила практически весь его жизненный опыт.

Edited at 2014-10-12 11:09 am (UTC)

Спасибо! Цель пока не определена. Детей нет. купил СС Макаренко, прочитал. Интересуюсь.

Если детей еще нет, то было бы полезно почитать С. Соловейчика "Педагогика для всех". Есть озвученный вариант.
Он - последователь Сухомлинского.


Edited at 2014-10-12 02:35 pm (UTC)

Подскажите, что такое СС? Хочу почитать Макаренко, но не знаю с чего лучше начать.

Не знаю, что такое СС ))
А у Макаренко нужно читать "Педагогическую поэму".

СС - собрание сочинений.

Собрание сочинений. Начните с Педагогической поэмы.

«Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспита­ние каждого школьника»

К сожалению сейчас культ индивидуализма насаждаемый западом...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account