Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Князь Кропоткин - оружие против России?
Autumn
flojolet

Kropotkin

Недавно попалась мне новость о том, что в Подмосковье в городе Дмитрове открывается первый в мире дом-музей Кропоткина.

Я эту новость сперва пропустила, но, как оказалось, тут есть о чем подумать.

Князь Кропоткин (1842-1921) прожил интереснейшую, полную событий и свершений жизнь. У него есть безусловные заслуги в географии, за которые ему не раз предлагались государственные должности. Петр Алексеевич же от должностей всегда отказывался ввиду своих анархических взглядов. Он и известен в мире как теоретик анархизма  или, как он сам называл его, негосударственного коммунизма.

Петр Алексеевич в 1876 году уже будучи революционером и анархистом уехал в эмиграцию, бежал от царского режима. В эмиграции он много работал, а в 1917 году вернулся в Россию, где Керенский предложил ему (опять) государственную должность, от которой Кропоткин (опять) отказался. В Москве его застала и Октябрьская революция. К революции Кропоткин относился неоднозначно. Он, как анархист, отрицал всякую власть над народом и ему была одинаково неприятна как царская власть, так и буржуазия и диктатура партии.

Например, любят вспоминать его критику партии. Он пишет в письме Ленину от 4 марта 1920 года "Несомненно одно. Если бы даже диктатура партии была бы подходящим средством, чтобы нанести удар капиталистическому строю (в чем сильно сомневаюсь),то для создания нового социалистического строя она безусловно вредна. Нужно, необходимо местное строительство, местными силами, а его нет. Нет ни в чем. Вместо этого, на каждом шагу людьми, никогда не знавшими действительной жизни, совершаются самые грубые ошибки, за которые приходится расплачиваться тысячами жизней и разорением целых округов."

И вот эту фразу так любят теперь интерпретировать либерально настроенные исследователи. Основную радость им доставляет: "(в чем сильно сомневаюсь)". Сомнения князя Кропоткина в том, что диктатура партии - подходящее средство для нанесения удара по капиталистическому строю, дают большой простор для фантазии. Отсюда, например, можно "сделать вывод", что князь против удара по капиталистическому строю вообще.

При этом часто умалчивают, что при всей критике Петр Алексеевич принял Октябрьскую революцию. Он писал во втором письме Ленину: "Со всеми своими крупными недостатками — а я, как вы знаете, хорошо вижу их — Октябрьская революция произвела громадный сдвиг. Она доказала, что социальная революция не невозможна, как это начинали думать в Западной Европе. И, при всех своих недостатках, она производит сдвиг в сторону равенства, которого не вытравят попытки возврата к прежнему."

Известна также критическая позиция Кропоткина по поводу государства. Петр Алексеевич пишет о государстве: "
Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали."

Вот она ключевая фраза! Государство должно быть разрушено. Это ли не лозунг всех белоленточно-болотных сил? Это ли не то, что происходит сейчас на Украине? Возникнет ли новая жизнь в тысяче центров после такого разрушения - это большой вопрос. У меня совершенно нет никакого оптимизма по этому поводу. Как его не было и у Кропоткина в конце жизни.

Кстати, об Украине. В 2013 году в Киеве был установлен памятник Петру Кропоткину. В статье дается цитата Кропоткина (орфография сохранена): "Пора понять, что не у конституционного правительства мы должны просить помощи. Не в кодексе законов, который может быть уничтожен по первому капризу правителей, мы должны искать защиты своих естественных прав. Только когда мы станем организованной силой, способной внушить уважение к своим требованиям, мы сумеем постоять за свои права. Захотим ли мы свободы печати, свободы слова, собраний, союзов — мы не должны просить их у парламента, не должны ждать от сената, как милостыни, издания соответствующего закона. Станем организованной силой, способной показать зубы каждому, дерзнувшему посягнуть на маши права; будем сильны, и никто по посмеет тогда запретить нам говорить, писать и собираться. В тот день, когда мы сумеем вселить единодушие в среду эксплуатируемых, в эту молчаливую, но грозную армию, объединенную одним желанием — приобрести и защищать свои права, никто не дерзнет оспаривать их у нас. Тогда и только тогда мы завоюем себе эти права, которые мы тщетно бы просили десятки нет у какого бы ни было конституционного правительства; тогда они будут принадлежать нам вернее, чем если бы их гарантировали писаные законы. Прав не дают, их берут!"

Я эту цитату понимаю как необходимость создания гражданского общества, которое способно строить жизнь общества. Но полагаю, что "майданутый мозг" это может понять как призыв выходить скакать на площадь не разбираясь даже под чьим флагом.

Хочу сказать, что многие мысли Петра Алексеевича Кропоткина мне очень симпатичны (хоть я и читала его фрагментарно). Например я с ним согласна в том, что только когда личность будет иметь все возможности для саморазвития, общество придет к процветанию. Это и есть определение коммунизма: "Коммунизм - это раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке." Анархическая же теория хороша тем, что она именно теория. Нет рецептов, как на данном этапе истории разрушить государство и не разрушить до основания общественный строй и уклад человеческой жизни. Мне также не хочется отрицать негосударсвенный коммунизм, так как никто не знает, как этот коммунизм должен выглядеть, как он должен быть организован. Но на данном этапе отказаться от власти совсем - это утопия.



Имя действительно выдающегося ученого и мыслителя активно используют для продвижения идей, которые Петр Алексеевич никогда не имел ввиду: разрушение государства, безоглядная критика большевиков. Что философ писал и как читают выдернутые из его текстов цитаты - это совсем не одно и то же. Очень интересно было бы съездить на экскурсию в музей в Дмитров и убедиться в том, что мои предположения не верны. Но зная реалии последних лет (очередная попытка десоветизации, война с историей, попытка оранжевой революции в России) дают мне повод думать, что имя Петра Алексеевича Кропоткина пытаются использовать в качестве оружия против моей страны.


?

Log in

No account? Create an account