flojolet (flojolet) wrote,
flojolet
flojolet

Categories:

Телеграмма И.В. Сталина в музее школы № 5

Оригинал взят у dubna_petrov в Телеграмма И.В. Сталина в музее школы № 5
Историко-краеведческий музей в школе № 5 города Дубны – наверное, самый крупный из всех существующих в настоящее время дубненских школьных музеев. В нём хранится более 1,5 тысячи экспонатов, отражающих историю нашего города и края с древнейших времен до второй половины ХХ века.

Этот музей был открыт в 1997 году. Собирание музейных экспонатов и документов начала еще в середине 1970-х годов Нина Петровна Викторова, почетный гражданин Дубны, бывшая в то время председателем Дубненского горисполкома. Ей активно помогала директор школы Наталья Михайловна Шувикова, а также ветераны войны, краеведы, учителя и ученики школы № 5. В дальнейшем на протяжении многих лет музеем заведовала Валентина Ивановна Ушаков, также приложившая усилия к его расширению и развитию.

В экспозиции музея школы № 5, в разделе, посвященном Великой Отечественной войне, представлен бланк телеграммы полученной коллективом завода № 458 (в настоящее время – Дубненский машиностроительный завод) 6 апреля 1944 года от Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР  И.В. Сталина.

Здесь же в музее представлена справка эксперта оперативно-технического отдела криминалистической лаборатории УВД Мособлисполкома Л.Н. Кайновой от 22 июля 1977 года. В этой справке говорится о результатах исследования телеграммы со слаборазборчивым рукописным тестом, выполненным красителем красного цвета. Для прочтения телеграмма исследовалась экспертом под оптическими приборами с применением различных светофильтров, в результате чего был прочитан следующий текст:


Москвы 2212 51 9 9/п 9-40
военная правительственная

Кимры Калининской обл з-д 458
директору з-да т. Четверикову
парторгу з-да тов Соловьеву
председателю завкома тов. Пашенцевой

Хочу передать рабочим и служащим завода Р 458 собравшим 50 000 рублей на строительство военно-воздушных сил Красной Армии мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Иосиф Сталин

Также экспертом был прочитан текст почтового штампа. Он датирован 6 апреля 1944 года и содержит надпись «СССР Подберезье Калининск. Кимрск.».

Завод № 458, коллективу которого направил свою благодарственную телеграмму И.В. Сталин в 1944 году, возник несколькими годами раньше, и носил первоначально № 30, который до сих пор сохранился в повседневном наименовании левобережной части Дубны «тридцаткой». Этот завод был построен в рамках реализовывавшейся Советским Союзом в 1930-е годы программы создания своих гидросамолетов военного предназначения. Уже к середине 1930-х годов в СССР появились уникальные образцы «летающих лодок». 25 апреля 1937 года летчик Ершов поднимается на высоту почти 10 километров на гидросамолете АРК-3 конструкции И.В. Четверикова. Несмотря на успехи в конструировании самолетов, по их производству СССР не входил в число ведущих стран-производителей мира. Отставание в этой сфере, на фоне напряженных политических событий предвоенных лет, необходимо было преодолеть, и сделать это нужно было в кратчайшие сроки. Задачу по производству новейших гидросамолетов предстояло решить заводу № 30.

То, что сегодня мы называем Дубненским машиностроительным заводом, в 1935 году находилось в проектной разработке Гипроавиапрома и планировалось как филиал № 30 Савеловского завода, каковым после постройки и оставалось вплоть до 1940 года. В 1936 году проект строительства завода был утвержден.

Для строительства завода по производству «летающих лодок» был выбран участок на левом берегу Волги недалеко от села Подберезье, близ головного узла канала Москва-Волга. Первая очередь завода вступила в строй в 1938 году, населенный пункт, в котором она располагалась, получил название рабочий поселок Иваньково.

К 1941 году завод занимался производством гидросамолета ЧЕ-2 разработки И.В. Четверикова. После начала войны часть коллектива работает над доводкой и испытанием модификации гидросамолета МДР-6 «Б», а остальных переводят на производство для работ по серийному выпуску гидросамолета ЧЕ-2.

Когда немецко-фашистские войска приблизились к Москве и к будущей Дубне, завод был отправлен в эвакуацию. После разгрома немцев под Москвой, в начале 1942 года завод вернулся в Иваньково. К этому времени он назывался уже не заводом № 30, а заводом № 458; а позднее даже фигурировал под номером 1.

Директором завода № 458 и его главным конструктором в мае 1942-го был назначен И.В. Четвериков, который в этой должности оставался по апрель 1946 года. Всё это время завод продолжал выпускать изделия И.В. Четверикова. Упор делался на усовершенствование летно-технических характеристик изделий. Кроме того, на заводе производились детали для штурмовика Ил-2. В память об этом один из таких самолетов установлен в качестве памятника в нашем городе.

А рабочие и служащие завода в тяжелые военные годы собрали для строительства военных самолетов из своих небогатых зарплат и сбережений 50 тысяч рублей, за что им и выразил благодарность телеграммой И.В. Сталин. Из таких самоотверженных дел и складывалась, в конечном счете, победа над врагом.

Материал подготовлен Ф.Н. Петровым с использованием информации из экспозиции музея № 5, официального сайта Дубненского машиностроительного завода и фрагментов из книги С.А. Гора «Тридцатка» (опубликована полностью в 2013 году).
Subscribe

promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments