Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
О фильме "Аэроград" Александра Довженко
flojolet




Фильм А. Довженко «Аэроград» дает сильное ощущение простора. Простор дают как широкие панорамы, так и музыка Д.Б. Кабалевского. Для меня, конечно, музыка значит даже больше.

Песня под гул самолета — это прием очень «довженковский». Не знаю, кто это придумал — Довженко или Кабалевский, но в этом есть их творческий унисон. В этом гуле, как и во всем фильме, есть две соседствующих темы. Конечно, основная тема — это освоение территорий необъятной страны. Это развитие, индустриализация, прогресс. Но есть еще совсем на грани слышимости и понимания вторая тема — она похожа на силовую оккупацию, и в гуле можно различить угрожающие нотки. Даже неясно можно ли это называть второй темой, скорее — это некий обертон. А кто-то сказал бы, что двусмысленность.


У Довженко это есть и в других фильмах. В фильме «Арсенал» вроде бы он высмеивает украинских националистов, но вот изображение ликующей толпы навевает даже некую симпатию к этим людям, которые радуются как дети. Нет у Довженко прямолинейности. В этом его гений. Он видит мир объемным. У всякого события есть разные стороны. Да, освоение пространств жизненно важно. Но это и некая оккупация для тех, кто живет старыми порядками и прячется от мира. Пусть даже эти староверы показаны в комическом ключе, художник смог выразить их боль, а также тревогу в гуле самолета.

Наверное оттого, что основная масса кинематографа/литературы/музыки много лет после Великой Отечественной войны старалась не замечать подобных обертонов в жизни, получилось так, что обертона окрепли в своем подполье, убежденные в своей правоте, сформировали некую общность и затем вылезли на поверхность и плясали на осколках страны.




?

Log in

No account? Create an account