Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Возможности использования в школах советских учебников
flojolet

Почему можно? Ищем смелых!

Оригинал взят у gol_olga в Возможности использования в школах советских учебников


В сентябре 2016 года состоялась презентация учебника арифметики 1 класса, изданного ОООЗС РВС. Издание основано на учебнике А.С. Пчёлко и Г.А. Поляка, по которому учились советские школьники в середине ХХ века. В настоящей статье  приводятся правовые основания для использования в государственных школах переработанных советских учебников


РВС стало вести работу над переизданием советских учебников в связи с тем, что выявился запрос родителей на качественные учебники по советским методикам, которые позволяли при массовом образовании получать отличные результаты. Так, на общественно-педагогической конференции в Севастополе, проведенной в июне 2016 года, прозвучало выступление Станислава Мельничука, который рассказал, как ему пришлось проходить со своим сыном-первоклассником вторую программу по математике дома, так как школьная программа не помогала ребенку научиться решать задачи. Благодаря советской методике мальчик сам научился решать задачи и у него появился интерес к математике.

В настоящее время использовать советские программы и советские учебники в школах сложно из-за того, что существует требование к выбору школой учебника.  В соответствии со ст. 18 п. 4 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», школа должна выбирать учебники из тех, которые включены в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию. Учебники должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям и могут быть включены в этот перечень только после создания полной линейки учебников по предмету за весь период обучения на соответствующей ступени образования, программы на этот период  и получения положительных экспертиз – научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной. Процесс создания полной линейки и включения учебников в Перечень трудозатратный и длительный. Однако родителям, у которых дети уже ходят в школу и не могут освоить современные программы, не учитывающие психологический возраст ребенка, некогда ждать, им необходима уже сейчас возможность качественного обучения детей.

В законе предусмотрена возможность деятельности школы по совершенствованию учебно-методического обеспечения – это инновационная деятельность, прописанная в статье 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», и именно в рамках этой деятельности можно организовать обучение с использованием переработанных советских учебников. Закон не запрещает использовать учебники, не включенные в перечень, в рамках инновационной деятельности, главное требование для инновационной деятельности – это соблюдение прав участников образовательного процесса, получение образования, уровень и качество которого не ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) (п. 3 ст. 20 ФЗ №273).

В законе сказано, что инновационная деятельность «осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Существуют аргументы, показывающие, что деятельность по внедрению советских учебников в учебный процесс учитывает основные направления социально-экономического развития России и лежит в рамках обеспечения развития системы образования и реализации приоритетов государственной политики в сфере образования, а значит, может рассматриваться как инновационная деятельность.

Цели и приоритеты государственной политики в сфере образования сформулированы в Программе «Развитие образования» до 2020 года». В документе сказано, что «Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. Общими целями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013– 2020 годы (далее – Программа) являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики…». А одним из приоритетов в государственной образовательной политике обозначено «сокращение разрыва образовательных результатов школьников (по результатам единого государственного экзамена) за счет реализации соответствующих образовательных программ».

Запрос населения на советские учебники зафиксирован в резолюции июньской общественно-педагогической конференции. Теперь покажем, что эти учебники соответствуют повышению качества образования – государственной политике в обеспечении социально-экономического развития страны.

Советские учебники применялись при массовом образовании, и это массовое образование было качественным. Напомню про аналитическую записку доктора Чарлза Мэндэрса для Комитета по вопросам науки НАТО, сделанную в 1959 году. В ней говорилось о высоком среднем уровне в научных дисциплинах всех советских выпускников, завершивших 10-летний курс. То есть основы, заложенные в начальной школе, позволяли всем, окончившим 10 классов, получить относительно высокий уровень знаний. В монографии к.ф.-м.н. И.П.Костенко «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» показано, что в 1949 году, по исследованиям Академии педагогических наук (АПН), процент верных решений заданий по алгебре среди советских школьников 6–10 классов был от 69 до 80%, а средний процент верных решений по математике в 9–10 класса (включая алгебру, тригонометрию и геометрию) — 74%. После отказа от проверенных временем отечественных методик качество образования упало.

Таким образом, деятельность по внедрению советских учебников середины ХХ века, а также формированию на их основе образовательной программы, направлена одновременно и на удовлетворение запроса населения, и на повышение качества предметных результатов освоения программ, и на сокращение разрыва образовательных результатов школьников, так как эти учебники показали эффективность при массовом образовании. Это соответствует направлениям социально-экономического развития страны и приоритетам государственной политики в сфере образования. А значит, такая деятельность может быть признана инновационной и, соответственно, разрешена законом.

Отмечу, что провозглашенный сейчас переход от массового образования к индивидуализированному не мешает создавать образовательные программы по учебникам, предназначенным для массового образования. Потому что при условии наличия части, формируемой участниками образовательных отношений, программы все равно будут разными.

Следует обратить внимание, что законом предусмотрена поддержка инновационных проектов, имеющих существенное значение для развития системы образования (п.4 ст 20 ФЗ №273).
Инновационная деятельность осуществляется путем реализации инновационных проектов и регулируется федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. Для поддержки реализации инновационных проектов, имеющих большое значение для образования, школы, ведущие инновационную деятельность, могут признаваться федеральными или региональными инновационными площадками.

Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой прописан в Приказе Минобрнауки РФ №611 от 23.07.2013, порядок признания организации региональной инновационной площадкой определяется местными региональными органами власти (п. 21 Приказа Минобрнауки №611 от 23.07.2013) и различается в разных субъектах России.
Инновационная деятельность может проводиться на разных уровнях – например, в Кабардино-Балкарии в Порядке осуществления инновационной деятельности в системе образования КБР прописаны разные уровни инновационной деятельности в сфере образования – от индивидуальной деятельности педагога или группы педагогов до региональной образовательной системы.

Региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Подчеркну, что федеральный закон разрешает проводить инновационную деятельность и без придания образовательной организации статуса инновационной площадки. Этот статус придается в целях создания условий для реализации значимого инновационного проекта. Оснований для запрета школе осуществлять инновационную деятельность, ориентированную на совершенствование учебно-методического обеспечения, в законе не указано. Подобный запрет будет противоречить разрешающей такую деятельность статье 20 ФЗ № 273. Более того, в  «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» предусмотрена поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам в рамках выполнения задачи 2, состоящей в реализации мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС. Несмотря на то, что учебники по арифметике для четырех классов начальной школы А.С.Пчёлко и Г.Б.Поляка созданы в прошлом веке, они по содержанию и методике способны обеспечить образование детей в соответствии с требованиями современного ФГОС, а значит, внедрение этих учебников в образовательный процесс может претендовать на поддержку государства.

  • 1
Стратегически это правильно, но практически с ходу можно сделать только в начальной школе.
В старших классах программа раздута - сейчас много материала, который ранее давался лишь на первых курсах.
В результате не хватает времени на нормальное освоение.

Плюс к тому же - идиотский концентрический принцип.
В советские годы физика проходилась два раза.
В 6-7 классе ознакомительно.
В 8-10 классах углубленно.
Собственно знание физики и формировалось в эти три последние года.

Сегодня есть легкий курс в 7-8 классе.
Затем опять проходят почти полный курс в 9 классе.
Наконец, углубленный курс в 10-11 классах.

В результате мало того, что программа увеличена, так еще и время изучения углубленного курса сокращено с трех лет до двух.

В таких условиях приблизиться к усвоению физики на советском уровне можно только в специализированных лицеях, где физика дается 5-6 часов в неделю.
А в обычной школе она дается 2 часа в неделю (опять же, в СССР было 4-5 часов в неделю, как я помню).

И сюда надо еще прибавить, что и по математике часы сокращены безобразно, а как же физику изучать, если школьники не знают математики?

В общем - начинать надо с пересмотра ФГОСов, и с введения обязательных экзаменов по большинству предметов.

И я бы еще ввел раздельное обучение для мальчиков и девочек, поскольку с распространением раннего секса одновременное нахождение в классе девочек и мальчиков слишком сильно влияет на учеников и отвлекает от изучения предмета.

У общественной организации нет возможности менять ФГОС и всю программу разом. Поэтому так. Спасибо за комментарий, проблему действительно нужно осмыслить.

Поправьте, пожалуйста, в первом абзаце - 2016 год

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account