Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Финское образование такое… финское
flojolet


В этом году в сети получила распространение статья Натальи Киреевой о финском образовании. Источник статьи – сайт «Семейный отдых в Финляндии», статью с радостью переопубликовали сайты Adme и Эхо Москвы.

Оригинальная статья имеет название «Загадки финской школы: меньше учишься – больше знаешь?». И действительно, проблема перегрузки русских школьников имеет место. И вообще, это вечный вопрос – вопрос эффективности образовательной системы.

Что же поведала нам автор статьи, проживающая в Хельсинки? Примем, что все, что автор пишет – это правда, и проанализируем с этой точки зрения.

Во первЫх строках, автор радостно сообщает, что:
«согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний».


Я уже писала об этом исследовании, касательно русских школьников. Метод напоминает измерение средней температуры по больницам, причем в одной больнице среднюю температуру измеряют в инфекционном отделении, в другой в гастроэнтерологическом отделении, а в третьей по всей больнице.

Но хочется автору подчеркнуть исключительность образования, вполне простительно для туристического сайта. Вопросы тут скорее к тем, кто переопубликовывает.

Далее в самом начале автор совершает прокол. Она перечисляет модные на сегодняшний день модели педагогик, по ее словам, развиваемые в частных школах Финляндии: «Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы». Не знает автор, что школа Штайнера и Вальдорфская – это одно и то же, а фамилия Фельдмана Мортона пишется через О. Но да ладно, я придираюсь. Может она получила финское образование?

Далее мне пришлось долго вчитываться во фразу:

«Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту»

Возникает вопрос, если углубленное изучение предметов в ущерб другим не приветствуется, то зачем создавать классы с одаренными детьми? Они там обучаются по той же программе или все-таки по одаренной? Но потом смысл фразы мне стал ясен. Автор считает, что в России такие предметы, как рисование, музыка и спорт находятся в несправедливом угнетении математикой, которую заставляют всех изучать в ущерб этим предметам. А вот в Финляндии наоборот, можно заниматься музыкой в ущерб математике. Правда, все равно непонятно, что имела в виду автор своим первым предложением… Видимо, все же финское у нее образование… Другим предложением она пишет: «Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям». Так сортируют или не сортируют? Вы определитесь!

А тут явная пропаганда инклюзивного образования:
«Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире».

Правда, автор не заметила, что практическое отсутствие разницы между слабыми и сильными может достигаться только отсутствием по-настоящему сильных или по-настоящему слабых. Это значит, что есть только нечто среднее, причем в какую сторону это среднее отклонено неизвестно.

«Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот».

Это автор называет гармонией… Если учителя тоже не прикипают душой к своему классу, то значит и дети такие же холодные как финская зима. Закончишь школу, и ни одного воспоминания о любимой учительнице. Вы хотите этим прорекламировать финское образование? А, ну да, зато «грымз» нет.

«Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем».
Это стимулирует родителей к отказу от воспитания своих детей и к постоянному стрессу.

«В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности».

Вот интересно, откуда они знают, что устройство доменной печи детям не пригодится, а «розу ветров» строить придется? Да и опять мы прослеживаем пренебрежительное отношение автора к математике, логарифм для нее приблизительно так же бесполезен как устройство доменной печи. Не знает барышня, что обладатели уровня знания математики до логарифмов не затрудняются в подсчетом процентов и налогов.

Доверие «к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее».

Учителей никто не проверяет и не наставляет, детей никто не принуждает. Так это же не школа, а клуб досуга! Где-то выше автор писала о высокой зарплате педагогов. Так это вообще рай на земле. Включил детям неинтересный фильм и не мешаешь им заниматься своим делом. А в конце месяца идешь за большой зарплатой. Передовой, однако, опыт!

«Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». <…> но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле».

Все нормально, можно забить на математику, но нельзя забить на школу. Главное – сиди свои часы. Прямо как большинство современного офисного планктона! Действительно, подготовка к жизни.

«Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем».

Понятно, учитель там для того, чтобы включать неинтересные фильмы, учить пользоваться калькулятором (видимо, чтобы считать проценты по кредитам). А формулы – это почти также страшно как логарифмы и устройство доменной печи!

«Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение».

Я мучительно размышляю иногда, как же дать понять детям в школе, что произведение великое. Прихожу к выводу, что только научив детей писать самих. Тогда и отношение к текстам будет иное. Остальное – это ознакомление детей с действительно великой литературой. А финны вот просто читают. Даже многие русские люди читают по принципу: «смотрю в книгу, вижу …». А если финнам никто никогда даже не пытался объяснять? Ну воистину, великое финское образование! Главное, чтобы дети не вскрикивали во сне от перенапряжения!
Вот еще прекрасное:

«- домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. <…>
- обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания».

Правильно, в школе дети делают что хотят,  а после этого им нужно отдыхать! И к доске лучше не выводить, а-то не дай Бог, они научатся высказывать свои мысли или выступать.

Последний абзац так прекрасен, что приведу полностью:
«Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться».

Хочется добавить: и никакой математики!

Вот такая замечательная статья про финское образование. Статья полна логических нестыковок, но все равно ее активно публикуют либеральные издания. Значит она такая кому-то нужна? Недостаточное разрушение русского образования требует выкинуть из школы процесс обучения вслед за воспитанием. И этому процессу нужна информационная поддержка.

Но в пользу правдивости статьи, правда, выступает один факт: среди моих знакомых иностранных физиков нет финнов.

Ну конечно, ведь они поют и при этом успевают учиться!




  • 1
Собственно всё можно понять по фразам "на уроках можно заниматься чем-то своим" и "учится тот, кто хочет учиться."
Либо автор врёт, либо чего-то жестоко недопонял, либо в Финляндии школьного образования нет. Потому что насколько я знаю - дети сами по себе учиться особо не хотят. Как всякий нормальный человек они хотят гулять и мультики.

Я тоже подозреваю, что автор - врушка, но доказать не могу.

> Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее».

Вот это вот — просто лучшее! :)

Особенно, про «ученик сам выбирает». Как практик не могу не отметить, что в ситуации такого вот непростого выбора подавляющая часть учеников уверенно выбирает тусоваться, жрать алкоголь и совокупляться вместо всех этих глупостей типа логарифмов :)

Да, тянуть вверх сложно. Отпусти и покатится вниз.

В гитлеровской германии тоже в учебных заведениях оставляли только то, что необходимо для практическихх нужд. Результатом стали примитивные соолдаты

Зато счастья полные штаны!

Меньше знаешь - крепче спишь!

И не вскрикиваешь по ночам.

>>согласно международным исследованиям, которые проводит авторитетная организация PISA<<

Название - это все, что нужно знать об авторитете организации...

Я, если честно, не считаю организацию бесполезной. Общемировой фон образования тоже надо определять. Но относиться к результатам нужно ооочень осторожно.

Не могу судить об организации.
Но название весёлое.
А фраза "согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA" таки веселит.

Ну, кроме нее нет никаких... так что вполне авторитетная )) Первая, среди прочих )

Одуреть.
Получается, что эти "мнения" об исключительности и особых качествах финского образовании - порнуха ведь откровенная, при ближайшем-то рассмотрении!

И вот эти вот проповедники "передового" образования ведь же ж не стесняются, так открытым текстом и вещают: ну взращиваем Митрофанушек, ну и что, да, такие вот мы говнюки, этим гордимся...

У меня даже нет уверенности, что в статье написана правда. Стиль статьи не только оставляет ожидать лучшего, а наводит на мысли, что либо человек лжет, либо он нездоров.

Дак а оно не важно, правда оно или нет, важно что вот это вот выставляется как предмет некоего вожделения, мол, смотрите, что такое Настоящее благо, смотрите как хорошо быть тупым и счастливым:-)

Ну правду-то тоже знать хочется )
Хотя, как я писала в статье, физиков-ученых финнов не видела. Видимо все-таки логарифмы слишком страшны и доставляют много несчастья...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account