Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Идея Федорова о всечеловеческом братстве у Достоевского
flojolet

Экспозиция Братьев Карамазовых Наталья Моисеева

Доктор филологических наук Анастасия Георгиевна Гачева провела третью беседу в библиотеке им. Крупской в городе Королеве. В этой беседе она приводит примеры поиска высшей идеи существования как они описаны у русских классиков: Н. В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Беседу лучше прослушать самостоятельно, так как такую глубину изложения прокомментировать сложно. Единственно, что есть смысл дать ниже цитату Анастасии Георгиевны, где она говорит об идее распространения любви между сынами и отцами на всечеловеческий уровень у Федорова и Достоевского.







«Вообще сам этот роман («Братья Карамазовы» - это вершинный роман Достоевского), у него очень интересная история. Он ведь этот роман писал в каком-то диалоге с идеями Николая Федоровича  Федорова. Мы об идее Федорова немножко говорили, одна из ключевых идей Федорова – это идея братства и родства. Причем он считал, что братство мы восстанавливаем через любовь, и прежде всего через любовь к нашим родителям. То есть тайна братства скрывается в отцах. Более того, у Федорова любовь к родителям - это такая сверхприродная любовь. Потому что мы любим наших отцов как бы вопреки всякой логике. В природе такой любви нет. Природа стремит только вперед и вперед свои создания, а человек он как бы постоянно делает это усилие памяти, любви, внимания к уходящим. И для Федорова именно через семью, через семейство, через семейно-родственную любовь восстанавливается этот организм всечеловеческого братства, через любовь к отцам и через воскресительную работу, через  возвращение жизни умершим отцам.

Когда Достоевский узнает об этих идеях, а узнает он о них из письма ученика Федорова Николая Павловича Петерсона, то он как художник  делает некий эксперимент над этими идеями. То есть он пытается сделать им проверку на прочность. «Вот Вы говорите, что надо воскрешать отцов, любить отцов, а что делать, если отец –  это нравственное чудовище? Если отец не заботился сам о детях? Если сам отец не передал детям какие-то идеалы и ценности? Любить такого отца или нет?» И у Достоевского в романе «Братья Карамазовы» нарисован образ такого семейства, отец которого почти гоголевский персонаж. То есть это человек, который всю жизнь развратничал, кутил, не занимался своим детьми,  и сейчас он такой развратник и сладострастник, шут, как он сам себя называет. Можно ли любить такого отца? У него три сына. Дмитрий, который очень похож на отца. Иван - ученый интеллектуал.  И Алеша, вот этот самый мальчик 20 лет, инок, который хочет уйти в монастырь. Удивительным образом, именно Алеша любит отца вопреки всякой логике. Потому что это его отец. И это любовное отношение  к родителю, оно в Федоре Павловиче Карамазове вдруг начинает обнаруживать какие-то черты человечности. Он зовет его на уху, говорит: «Алешка , люблю тебя». Это внимание любовное к человеку, когда ты говоришь, что человек не пропащий, оно начинает в самом человеке будить  доброе. Очень важный мотив для Достоевского. <…>

И вот здесь появляется очень важная тема для Достоевского – как раз тема любви между сынами и отцами как начало восстановления всечеловеческого родства. У него в подготовительных материалах к Братьям Карамазовым появляется такая запись «Семейство как практическое начало любви». Более того, он говорит о том, что вот эти семейно-родственные связи, эта любовь, которая связует детей и родителей, такая милующая, сердечная любовь, она должна быть распространена на весь строй человеческих отношений. То есть все человеческое общество должно стать такой большой семьей, большой всечеловеческой семьей. Вот это одна из тем - восстановление всемирного родства, как она проявляется у Достоевского».



?

Log in

No account? Create an account