Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Семинар «Труд в православной и советской традиции» (видео)
flojolet

Публикую больше для себя, но может кто-то тоже интересуется вопросом.

Очень полезный материал по трудовому воспитанию.

Оригинал взят у bella_ciao_2010 в Семинар «Труд в православной и советской традиции» (видео)



30 июня в Архиерейском доме города Красноярска прошел семинар из серии «Трудовое воспитание в семье и школе» под названием «Труд в православной и советской традиции». Предлагаем вашему вниманию видеозапись 1-й части семинара.

Участниками встречи стали: Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, родители, руководители и специалисты Епархиальных отделов и служб, эксперты в области образования, науки и культуры края. Организатором собрания выступила общественная организация «Родительское Всероссийского Сопротивление» (РВС) при поддержке Красноярской епархии (сообщение на сайте Красноярской епархии).

Другие материалы семинара «Труд в православной и советской традиции» доступны по следующим ссылкам:
- Текст вступительного доклада председателя Красноярского отделения РВС
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (зачитывалась глава VI Труд и его плоды) (в ПДФ)


Материалы прошедшего 19 мая 2015 года в научной библиотеке Красноярского края семинара «Категория труда в работах К. Маркса»:
- Доклад "МАРКС И ТРУД" (о «труде» в ранних работах Маркса)
- Вопросы по итогам семинара

Цель: возвращение в отечественное образование полноценной практики трудового воспитания

Задачи серии семинаров «Трудовое воспитание в семье и школе»:
1. Восстановить и выстроить методологические и дидактические основания практики трудового воспитания, учитывающие реалии современной действительности (труд, общественно-полезный труд, отчуждённый труд, образование, воспитание, современное детство, качество образования и т.д.);
2. Построить модель условий полноценной практики трудового воспитания в институтах образования и семье (опыт и традиции дореволюционного образования и советской школы; преодоление девальвации общественно-значимого труда и т.д.).

Задачи семинара «Труд в православной и советской традиции»:
Выявить источник ценности труда для человеческих сообществ и отдельного человека.
Соотнести между собой аксиологические (ценностные) основания советской и православной трудовых традиций.


Основные вопросы к обсуждению на семинаре «Труд в православной и советской традиции»:
1. Ценностные (духовные) основания советской, православной и иных (протестантизм) трудовых традиций: сходство, различие, взаимное влияние;
2. Советские, православные и иные (протестантизм) трудовые практики: сходство, различие, взаимное влияние.

Задача семинара «Категории труда в работах К. Маркса»:
Освоить основные тезисы К. Маркса о труде и положить их в основания дидактической модели трудового воспитания.
Данный семинар является первым из серии семинаров, проводимых активистами РВС, посвященных разработке трудового воспитания - поиску оснований для создания типовой образовательной программы для образовательных учреждений.

Основные вопросы к обсуждению на семинаре «Категории труда в работах К. Маркса»:
1. Содержание понятия труда в работах К. Маркса. «Отчуждение» как существенная характеристика труда в современной действительности (производственные, социальные отношения);
2. Творческий труд как труд неотчужденный. Может ли инженерный, технический, организаторский, общественно-полезный и т.п. труд быть творческим (человеческим, неотчуждённым по Марксу)?
3. Ложные конструкты и мифы о труде и их преодоление. Каким образом возможно преодоление отчуждения труда в современной общественно-экономической действительности? Переходные формы. Каким образом воспитывать человека, способного в ситуации Постмодерна и тотального отчуждения реализовать свой сущностно человеческий потенциал в труде?

Вступительное слово на семинаре «Категории труда в работах К. Маркса»:

Прежде всего, скажу о мотивах, подвигнувших нас заняться проблемой трудового воспитания в школе и семье.
1. Это понимание фундаментальности труда в воспитании полноценного человека
2. Наблюдаемый и нами и педагогами многолетний провал в школьном воспитании в целом и в трудовом воспитании в частности
3. Пресечение советской традиции воспитания (в том числе трудового) и невозможность полноценно опереться на какую-либо другую традицию.

И педагоги и общество в целом понимают необходимость возвращения в воспитательную практику трудового воспитания как ключевой составляющей воспитания, но важно, чтобы это было сделано с опорой на некие серьёзные основания.

Логичным кажется исследовать две традиции:
1. Советскую, исследование которой не может избежать анализа Марксова понимания труда и советской теории и практики, начиная от Макаренко и т.д.
2. Дореволюционную и поэтому, естественно, православную традицию. Исследование которой невозможно без внимательного прочтения библии и других основных трудов, без серьёзного разговора со знающими представителями Русской Православной Церкви.

Мы видим перспективу в сопоставлении этих двух традиций и, возможно, в формировании на их основе некоего общего фундаментального подхода к проблеме, позволяющего вырваться из сложившейся патовой безыдейной ситуации. Любые воспитательные программы, игнорирующие эту задачу, обречены на неудачу и не смогут прервать тенденцию к деградации воспитательного и образовательного процесса в нашей стране.

Наша полугодовая работа: встречи с педагогами, специалистами, родителями, обсуждения темы на различных площадках и в рабочих группах, изучение современных документов и педагогической литературы, которую уже можно отнести к историческому наследию, укрепили нас в таком подходе к решению задачи.

После обсуждения Маркса, на следующем семинаре, который думаю не заставит себя долго ждать, мы предложим взглянуть на проблему с помощью Православной оптики, и я надеюсь представители Красноярской Епархии помогут нам в этом.

  • 1
простите, а зачем нужны исследования и научные обоснования в таком простом очевидном деле как приучение к труду ?

у нас в школе есть множество классов ремесел в техническом центре. с зачетом классов в настоящем коледже по черчению, электрике, плотницкому и столярному делу, металлобработке, автомеханике, сварке, педагогике, сестринскому делу, керамике, витражам...

у половины населения свои дома с подворьями, где много разнообразной работы как на земле, так и по ремонту и улучшению дома. у многих семьи имеют свой бизнес (кафе, ферма, строительно-ремонтный бизнес) и детей с раннего возраста вовлекают родители в работу, учат наследников: электриков, сантехников, плотников, руферов, жестянщиков, садовников, печников, специалистов по отопительным системам и кондиционированию, бетонщиков-каменщиков, маляров.

в парке , в строительно-хозяйственном магазине, в библиотеке, при церквях каждый выходной бесплатные мастер-классы по пчеловодству, куроводству, садоводству: учат подрезать деревья и кусты, ухаживать за лужайкой, делать сбор дождевой воды в бочках, делать дождевые сады для дренажа, изготавливать ульи, мини курятники, учат делать компостеры, учат делать ремонт...

на городском форуме каждую неделю приглашают добровольцев бесплатно для комюнити прополоть в городском парке, насадить цветы, убрать мусор в лесу и у дорог, прокладывать тропы в городском лесу, строить там мостики, указатели, познавательные стенды о природе.. сообщества Habitat Humanity приглашает прийти помогать бесплатно чинить или строить дома из пожертвованных материалов бедным, больным, старикам, там же на месте мастера учат работать инструментами.

для всех этих дел не нужно никому мыть мозги, устраивать заседания, а нужно взять и сделать, организовать своими силами, попросить меценатов помочь материалом, инструментом. мало деревьев в городе - спишись с питомником, дай рекламу и сделай листовки, договорись о дате с парком зеленого дня, найди компанию обеспечивающую инструментом и будет вам радостный Arbor Day для детей и взрослых.

у нас такие дела организовывать учат со школы, называется entrepreneur skills development. а советский подневольный извне организованный труд от забора и до обеда абсолютно никому не нужен и вреден. у вас в стране и так чересчур много пассивных ленивых терпил.

Edited at 2015-07-09 06:21 pm (UTC)

Вы так интересно написали, что у меня к Вам, барышня, теперь тоже много вопросов.
Буду их задавать и параллельно отвечать на Ваши вопросы (где-то - между строк).

1) Где находится Ваша школа в ВАШЕЙ стране? Город, улица, номер школы. (очень интересно было бы перенять опыт)
2) Считаете ли Вы, что такое обучение распространено на все школы ВАШЕЙ страны? Что нужно сделать, чтобы было распространено? (это ответ на вопрос - зачем кому-то "мыть мозги")
3) Как организовано обучение фундаментальным наукам при таком подходе к трудовому обучению? Найден ли баланс?
4) Что делают "наследные" сантехники и руферы, если им вдруг не хочется быть сантехниками и руферами?
5) Считаете ли Вы, что в других странах, не занимающихся ограблением всего мира, можно найти столько меценатов, чтобы все Вами описанное можно было организовать на всю страну без участия меценатов?
6) Сколько у Вас в стране "пассивных ленивых терпил"? Как Вы это оцениваете? Как Вы оценили, что их чересчур много в моей стране?
7) Откуда у Вас информация, что весь советский труд был подневольным и извне организованным? Весь ли труд в Вашей стране является добровольным и организованным изнутри (то есть госпрограммы отсутствуют)?


школа заурядная public бесплатная сельская high school в "райцентре", городке 6 500 населения St Albans , state Vermont USA http://www.city-data.com/city/St.-Albans-Vermont.html.

в городке и каунти(районе) 9% бедных. средний годовой доход на семью $44 000, на душу населения $23 300. треть взрослых жителей городка имеют образование от бакалавра и ассошиэйт. возят автобусами из окрестных деревень учеников с 9 по 12 класс.

вот сайт школы http://bfa.fcsuvt.org/

Programms and classes http://bfa.fcsuvt.org/download/guidancedept/Program%20of%20Studies%202015-2016.pdf

AP Calculus - это университетский матанализ первого года обучения. AP Physics - полный курс физики на основе матанализа, берется после pre-calculus (линейная алгебра с матрицами и введение в анализ) и одновременно с Calculus. AP Chemistry - это коледжная химия первого года обучения. AP Biology - это коледжная биология первого года обучения. разумеется, не все берут такой уровень, только 30-40% учеников. расписание индивидуально, по каждому предмету свой уровень, часть предметов элективы по желанию. все старшеклассники имеют право в 10-12 классах бесплатно взять два семестровых класса в любом из коледжей штата, только выбор класса ограничен претестом и пререквизитом. в школе можно также вечерами уже за плату набрать сколько угодно классов в коледжах. или в системе early admission поступить вместо 12 класса в коледж и получить школьный диплом science academy одновременно с учебой на первом курсе. это школа.

Handbook http://bfa.fcsuvt.org/download/administration/2014-2015%20Handbook%20rev%20March%202015%20(1).pdf

clubs http://bfa.fcsuvt.org/co-curricular/

технический центр, тоже бесплатный, соединен переходом со школой
http://nwtc.fcsuvt.org/

бесплатные классы для школьников в тех центре
program and classes http://nwtc.fcsuvt.org/wp-content/uploads/sites/6/2015/02/NWTC-POS-2015-2016-bfa2.pdf

Cooperative Education http://nwtc.fcsuvt.org/co-operative-education/

certification in industry recognized http://nwtc.fcsuvt.org/industry-recognized-credentials/

недорогие платные классы дающие сертификат и лицензию на профессию, школьникам дают стипендии
http://nwtc.fcsuvt.org/wp-content/uploads/sites/6/2015/04/2015Summer-Brochure_Final.pdf

школа заурядная public бесплатная сельская high school в "райцентре", городке 6 500 населения http://happy-usa-ira.livejournal.com/68045.html
такие школы и тех центры по всей стране, система public education примерно везде одинакова. если школьник имеет пререквизиты, но нужного уровня класса в школе нет, то бесплатно либо возят в другую школу , либо классы берутся в комюнити коледже бесплатно по закону о free and appropriate education. в бедных малограмотных районах нет учеников, способных брать классы коледжного уровня в школе, а если таковых самородков находят, то их зачисляют в чартерные либо магнет школы. ищут одаренных в любых школах , тестируют способности и направляют в классы для одаренных, переводят из обычного в ускоренный или дважды ускоренный класс. мой сын всегда учился в классах, где было половина черных и латино, абсолютно всех способных переводили в гифт классы, принимали в магнет школы не по месту жительства. школы везде оснащены одинаково хорошо как на селе, так и в черном районе южного города. все школы дистрикта получают одинаковое финансирование, все школы десегрегированы, учеников специально смешивают из разных районов. наша семья небогатая,нижний средний класс, один работающий в семье. качество образования меня устраивает более чем. физике, химии, биологии, математике учат весьма хорошо даже в сельской школе, учебники хорошие, годные для того, чтобы учиться впоследствии в MIT, Stanford, Caltech, рекомендованы для подготовки к AP тестам и используются дистанционными школами для одаренных при Stanford, Duke и т.п.

это тех центр, один из классов школы сына http://happy-usa-ira.livejournal.com/59395.html
в моем жж много всего про то, как учился сын tags education and school

Edited at 2015-07-10 04:05 pm (UTC)

Интересно. Когда буду заниматься изучением американского образования, обязательно к этому вернусь.

такая система американская образовния сложилась очень давно, разработана философом и педагогом Дж.Дьюи. эту систему активно применяли до революции в реальных гимназиях в России.

волонтерство, добровольный бесплатный труд на благо общества очень распространен в стране. для того чтобы прийти со своим инструментом никаких меценатов не нужно. посадочным материалом , остатками стройматериалов, годными материалами, деталями, техникой люди делятся бесплатно после ремонта, смены дизайна. зачем нужно выбрасывать отличный деревянный винтажный трим, пол, окна, двери, фурнитуру, мебель, сантехнику, светильники, обшивку ? у нас в городе средний возраст домов 120 лет, чего только не остается после ремонтов. городок у нас рабочий, синевоотничковый, потомки желзнодорожников, всякий инструмент в каждом доме имеется. кого 150 лет назад ограбили рабочие и фермеры, потомки парижских коммунаров и участники восстаия Костюшко, спартаковцы из Германии, я не знаю. вроде бы США издавна индустриальная страна, понастроено всего много, приезжали самые мастеровые, самые активные и умные люди, начинали жизнь с нуля, строились, создавали промышленные технологии, а не коммунистические химеры. в подвале моего дома я обнаружила остатки проводки 1892 года - вот как в уездах США кондуктора жили ! электрический трамвай ходил в захолустном крохотном городишке в 1890 году. в Сколково у вас производство чипов наладить до сих не могут, а у нас в этом году в штате продали завод и лабы IBM как устаревшие, оставили новейшие площадки в других штатах. атомную электростанцию закрыли , всюду строят ветряные генераторы, солнечные батареи, заправки-зарядки для электромобилей. а какое производство деталей из керамики, какие материалы ! какая точная механика, авионика и приборы делаются на авиационном заводе ! какие мощные эффективные чистейшие газовые турбины-генераторы делают ! вы же вроде физик, должны с полпинка реферативные журналы выискивать, находить информацию о промышленности, исследовательских лабораториях, технологиях, ввп, экспорте. извините, я пропагандой не занимаюсь. жж писала о сынишке исключительно для деда, умер старик и теперь смысла нет жж вести. один сын у нас школу в Москве закончил 9 лет назад, другой полностью здесь выучился в школе. младший образованнее, подготовленнее, начитаннее старшего в разы, про умение работать руками даже и говорить нечего - уже ни один инструмент из рук не выпадет.

Вот с Дьюи и надо было начинать )
То, что его систему активно применяли в дореволюционных реальных гимназиях - это, мне кажется, сильная натяжка. Но это не главное.

Главное, что система американского трудового образования сложилась не сама по себе, как Вы заявляли в первом комментарии, а это государственная программа, над которой работали ученые и педагоги. Не "своими силами" такая система образовалась. Для ее образования "мыли мозги" и еще как! )

Дальше я Вас читала и изумлялась Вашей незамутненностью. ) Комментировать это долго, да и не нужно.
Но очень насмешило: "извините, я пропагандой не занимаюсь" )))

Все Ваши комментарии можно перефразировать в двух словах: "У нас тут в Америке хорошо, а у вас в России плохо, лохи вы, лохи! Ненавижу!" Впрочем, про "ненавижу", это, возможно, натяжка с моей стороны. Человек, который живет так хорошо, как Вы пишете, но при этом почему-то имеет потребность своим бывшим соотечественникам на русском языке об этом сообщать, вот этот человек, возможно, мучается от любви, которую предал. Не относитесь к этому слишком серьезно, это всего лишь мои домыслы.

Про сыновей охотно верю. Верю, что младший получил образование лучше, чем старший. 9 лет назад советское образование уже было разрушено.

таки домыслы.

ненависти никакой к России нет. боль, сострадание к тому как люди живут, как страна куда-то не туда развивается - это да. вчера случайно по краеведческим делам заглянула в вики про городок в российской провинции, так ночью заснуть не могла от страшной демографической статистики с 1959 года по сей день.

писала в этот мой жж чисто туристические первые впечатления о стране, о жизни семьи, о младшеньком сынишке для моего отца, оставшегося в России. папа ничего не писал в этот мой жж, так и не подружился толком с компьютером и интернетом. да я и никому не разрешала в том семейном жж комментировать, никого не френдила. так что таки не пропаганда, а живые впечатления, настроение свежеприехавшей немолодой эмигрантки, письма и фото далекому деду.

я только по вашей просьбе немножко сверху добавила видео, картинки и кратко информацию, ссылки о городке и штате.


Не-не, я не просила Вас писать в Ваш блог. Не путайте.

ленивых безинициативных бесхозяйственных потомков комбедчиков в России невероятно много - видно по состоянию домов и приусадебных участков, по состоянию сельского хозяйства, по жизни райцентров, видно по малому числу мелких бизнесов,контракторов работающих на себя, малому числу гаражных стартапов. лень, лень и еще раз лень.засралися до десятой пуговицы.

мне скоро 50 лет, рабатывала и в колхозе, и в цехах на советских заводах, и на стройке, и на овощной базе. мне есть с чем сравнивать американского фермера, рабочего, инженера. трудом все здесь люди создали поколениями, много, тяжело и добросовестно работают по сей день. так и предки наши до революции трудились, царство им небесное и рай пресветлый.

Я с уважением отношусь к рядовым американцам, поэтому и тут Вам верю, что люди трудятся.

А вот "мне скоро 50 лет" - мне это о многом говорит. Это говорит о том, что Вы как раз встретили развал своего бывшего Отечества в самом начале Вашей рабочей жизни. Все это поколение очень сильно подломано, как и мое. Но поколения подломаны по-разному. Впрочем, кто я такая, чтобы анализировать?

Я вот тут напишу, что слом страны проводился с участием Вашего нового Отечества (хотя нового не бывает...), а Вы опять меня будете спрашивать, как сантехники со слесарями могли это сделать... Ну не сантехники со слесарями, не синие воротнички ограблением занимаются. Они работают, что Вы и видите.

я начала работать на заводе с 17 лет в 1983 году. до развала СССР было сильно далеко. Я в школьные годы лет с 12 увлекалась книжечкой советского философа Эвальда Ильенкова "Школа должна учить мыслить", стала задумываться как устроена школа, общество. в 15 лет на практике в цеху на радиозаводе была потрясена долей ручного труда, халтурой, примитивностью технологий, а также отношением простых рабочих-монтажниц к советской власти. я много успела повидать до перестройки, много общалась с самыми разными людьми.

А Вы правда думаете, что такое событие как развал Великой Страны можно подготовить за 2 месяца?
Впрочем, я не отрицаю внутренних проблем, которые Вы видели и описываете. Они, очевидно, были.

конечно, Европа и США в 90-е могли подобно плану Маршалла или преобразованию Южной Кореи многим помочь России модернизировать сельское хозяйство, энергетику, дороги, гражданскую промышленность. к сожалению выбрали путь добивания противника в холодной войне. тут я согласна с вами.

но хорошие американские традиции волонтерства, трудового воспитания в этом не виноваты. надо различать правительство, крупный капитал и народ страны.

как сказал когда-то Солженицин: из-под края приподнявшегося железного занавеса в Россию хлынула преимущественно одна грязь, дерьмо, а то многое положительное, что есть на Западе и что стоит перенять так и не дошло в Россию. так с дерьмом люди в России и живут.

Edited at 2015-07-12 01:39 am (UTC)

Простите, а Вы правда думаете, что "так с дерьмом люди в России и живут." - это сочувствие и сострадание?

И Солженицыным Вы меня не удивили. Он, поди, от своей лжи в гробу-то кувыркается. Вот и Вам он свой вирус передал.

я думаю что всё , что есть в США создано огромным трудом простых американцев: фермеров, рабочих, инженеров, ученых, учителей.
про Дьюи хорошо написал советский педагог и психолог Бим-Бад. Дьюи в России впервые издали в 1907 году, но опыт его школ-комун, проектное практическое обучение было применено в российских частных гимназиях много раньше. книжечку Дьюи я нашла когда-то в московской квартире мужа среди документов бабушки мужа, учительницы с дореволюционным образованием: народный дом Паниной, учительская семинария, гимназия Стоюниной, бестужевские курсы. советское образование при жизни этих педагогов развивало традиции дореволюционного образования и применяла апробированный до революции лучший зарубежный опыт образования. умерли люди того поколения - ушла та культура.
если вам интересно , то я поищу линк на воспоминания нобелевского лауреата об учебе в негосударственной школе-коммуне в штате Кентаки в годы Великой Депрессии - очень интересный опыт трудового воспитания и образования.

"я думаю что всё , что есть в США создано огромным трудом простых американцев: фермеров, рабочих, инженеров, ученых, учителей."

Хорошо, но я думаю, что не только. Какой-то очень романтический взгляд. Даже не знаю, как начать спрашивать про nine-eleven или Афганистан...

Всем ссылкам буду рада.


я уже ответила, по-моему.

не говорите мне про Афган. я в школьные годы ходила с мамой и её подругой ночью на вокзал встречать поезда, везущие в наш город на средней Волге гробы из Афгана каждый месяц. мои одношкольники погибли, сыновья знакомых...

на Востоке все время режимы менялись, геноцид, перевороты во многих странах на протяжении 19-20 веков. сейчас не исключение. зачем в эту страну СССР залез никто до сих пор не понимает. зачем США и всякие страны НАТО что-то пытаются там менять мне тоже непонятно. не думаю, что СССР и Западу эти вмешательства в чуждую культуру отсталых стран принесли какую-то прибыль. скорее убытки огромные СССР и Западу. в Москве было страшно с начала первой чеченской войны, терракты в стране пугали меня сильно... не трогали бы Восток, отпустили его восвояси и всем было бы полегче.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account