Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Мультфильм «Головоломка». Воинствующий антиинтеллектуализм
flojolet

Оригинал взят у tachkasmedom в Мультфильм «Головоломка». Воинствующий антиинтеллектуализм

Категория 6 +. Приведу описание фильма: Это очень необычный мультик , так как одними из главных героев мультфильма будут эмоции, да именно они, которые и контролируют наши поступки и слова. Это Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость - все они живут у нас внутри и руководят нами как большой машиной. У Райли период взросления, ей и так не просто да к тому же новая школа , новые одноклассники. Теперь девочка полностью под властью эмоций они живут в центре контроля Райли, где эмоции каждый день управляют ей.

Сюжет мультика таков - это история одной одиннадцатилетней девочки Райли Андерсон и её семьи. Её папа получает новую работу в Сан-Франциско и вся семья вынуждена переехать со Среднего Запада в новый город. (отсюда)


Фильм смотреть интересно. Сюжет увлекательный, захватывающий. Компания Дисней в очередной раз подтвердила что, продукты, ею выпускаемые, по-прежнему имеют высокий знак качества.

Но когда я говорю про качество, то имею в виду именно исполнение, форму. А вот содержание последних диснеевских фильмов частенько вызывает большие сомнения. И «Головоломка», к сожалению, не исключение.

С одной стороны, мультфильм, в принципе, вызывает положительные эмоции у детей и взрослых. Но с другой стороны оказывается, что он сообщает детям совершенно ложные представления о человеке.

Авторы рассказывают, что человеком правят пять эмоций: радость, страх, гнев, грусть и брезгливость. Почему-то отдельно добавляется, что про брезгливость по отношению к человеку. Вопрос в сторону: зачем рассказывать шестилетним детям о брезгливости к человеку?

Вообще список человеческих эмоций довольно широк, но создатели фильма сводят их к пяти самым ранним, самым примитивным эмоциям и именно их предлагают в главные и единственные управляющие человеческой жизнью.

За пультом управления мозгом находятся только они – эти пять эмоций. Ровно такие же эмоции есть и у животных. Да, дальше показывается, что с процессом взросления пульт управления  становится сложнее, и воспоминания становятся разноцветными, а не одноцветными. Нам как бы показывают, что эмоциональный мир у девочки становится разнообразным. Но управляют ее мозгом все те же пять эмоций. Такие же пять "управленцев"  есть у кошечек и собачек, как сообщают нам в фильме. И родителями Райли управляют все те же пять примитивных эмоций .

Вот такой портрет человека – ни разум, ни смыслы, ни идеи не участвуют в управлении человеком. Одни только животные эмоции.

Объективности ради надо сказать, что по ходу фильма нам показывают и другие составляющие психики человека: Радость и Печаль, путешествующие по внутреннему миру девочки, попадают в область воображения, в сны, в память… примечательно, что память тоже почему-то представлена в виде капсул с эмоциями.

Но только вот все, что не связано с эмоциями, показано как бы вскользь, неприглядно, а то и просто в негативном свете. Например, мир мышления и абстрактных понятий – это очень опасное место, в которое заходить нельзя. Эмоции в мире абстрактных понятий истончаются и практически исчезают – так считают авторы фильма. Примитивные, свойственные животным эмоции возможно и подвергаются трансформации. А вот высшие, культурно обусловленные эмоции или чувства - нравственные, моральные, эстетические - связаны и часто вызываются к жизни как раз абстрактными понятиями. Восхищение литературным произведением, чувство долга, любовь к Родине т.д. - это как раз те эмоции ( или чувства, четкого разделения в этих понятиях нет), что отличают человека от животного.

Само противопоставление мира эмоций миру понятий, идея о том, что они не могут существовать вместе, разрушительны для процесса истинного познания. Великий немецкий философ Вильгельм Дильтей считал, что никакое гуманитарное знание невозможно без переживаний. Настоящее понимание, говорил он, заключается в соединении чувственного опыта и разума.

Но авторы фильма отвергают разум: в Головоломке интеллект, знания, мышление не только не участвуют в управлении жизнью человека, они выставляются как нечто незначительное либо опасное и разрушительное.

Да, кстати, хотелось бы спросить у авторов: а куда же делась, например, такая эмоция, как интерес? Это тоже одна из примитивных, свойственных уже младенцам эмоция. Почему брезгливость есть, а интереса нет? Интерес тесно связан с интеллектуальным развитием. В зрелом состоянии интерес превращается в любознательность, он движет человеческим развитием, побуждает человека к познанию. Так почему брезгливость оказалась важнее?

Еще одна особенность фильма, на которой хотелось бы остановиться – это так называемая инверсия гендерных ролей. Сейчас чуть ли не в каждом голливудском фильме персонажам приписываются особенности и роли, свойственные противоположному полу. Девочки часто представляются активными и бесстрашными, а мальчики   - пугливыми и пассивными. Так, Райли занимается подчеркнуто мужским видом спорта – хоккеем. Она активно носится по льду и лупит клюшкой по шайбе. А испуганный мальчик сидит на трибуне и пассивно наблюдает. О том, что подобные сюжеты - это не дань моде, а четко сформулированная и осознанно поселяемая в головы детей ( и взрослых тоже) идеологема, я уже писала.

Итого: в милый, вроде бы даже добрый и теплый мультфильм помещаются весьма странные идеи. Почему авторы исключают, делают мало значимым, а то и дискредитируют все те составляющие, что развивают человека или выделяют его из мира животных? Вопрос риторический. Воинствующий антиинтеллектуализм давно уже стал трендом в современном масскульте. У масскульта одна цель - формировать квалифицированного потребителя, ни в коем случае не руководствующегося разумом. Потребителем должны руководить примитивные эмоции. Главное – не думать и не сомневаться.



?

Log in

No account? Create an account