Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
О китайском образовании (ответ)
flojolet


Ниже публикую статью-ответ на мою заметку «Опыт Сухомлинского в китайском образовании, а не в нашем». Очень благодарна за нее товарищу berdqnec и жду вторую часть.

Так как в статье автор вступает в полемику со мной, дело чести прокомментировать.

Я кое-что читала об образовании в Китае. Читать не то же самое, что видеть все своими глазами, поэтому моя благодарность
berdqnec за экспертное мнение. Многое из того, что я читала, приводило меня к выводам, очень схожим с тем, что пишет товарищ. Например, жесткая система оценок и множественные экзамены не могут приводить к чуткому взаимопониманию между учителем и учеником, а большой конкурс на места в ВУЗы не располагают родителей прощать детям недостаточно хорошие оценки и т.д. Но это были мои догадки, и вот их подтверждает очевидец.

Что же касается моей заметки о том, что в Китае применяют опыт Сухомлинского, то тут, наверное, мне нужно было четче прописать, что я хорошо понимаю, что то, что китайцы применяют, может быть очень сильно видоизменено. Из приведенных цитат из статей можно догадаться, что опыт Сухомлинского скорее всего применяется при создании коллективов и, возможно, в трудовом воспитании. Но насколько точно китайцы внедряют идеи Сухомлинского, мне неизвестно. Если считать мнение berdqnec экспертным, то думается, что весьма неточно.

Но речь не о том, как глубоко китайцы понимают и применяют опыт Сухомлинского. Речь о том, что они применяют (пусть по-своему, по-китайски), а мы – нет. Трудового воспитания у нас в школах практически нет. Коллективность в детях совершенно не воспитывают за редким исключением. И вообще внедряют детям в сознание, что есть только их индивидуальность и больше ничего. Как будто они сферические дети в вакууме.

Вот только это я и имела в виду. Они применяют, а мы – нет. И за это стыдно.

А вторую часть (и все последующие) статьи товарища
berdqnec на эту тему я очень жду.

Оригинал взят у berdqnec в Китайское образование и система Сухомлинского. Часть 1
Очень близко знаком с китайским образованием. Работал в более чем 10 школах, одна их них занимает второе место в рейтинге по городу Гуанчжоу. Я категорически с вами не согласен. То, что я видел это полная противоположность системы Сухомлинского.
К сожалению, я не слишком знаком с ней. Беру за основу вот это http://studopedia.org/8-107903.html описание системы Сухомлиского и далее по каждому пункту опишу вам, что такое китайское образование.

1. Философская основа.
Огромное влияние на Сухомлинского оказали идеи великого французского просветителя XVIII в. Жан Жака Руссо, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты.


В Китае этого нет. Вообще!!! Никто о дружбе между учителем и ребёнком даже не помышляет. Начну с того, что она фактически невозможна, так как в одном классе 50!!-60!! учеников. Учитель физически не может знать их всех, коме того, в Китае есть разделение на младшую, среднюю и старшую школу, где класс получает новых классных руководителей, которые ведут класс не 8 лет, как в СНГ, а всего 3-4. А ещё в Китае есть экзамены после окончания начальной школы, а с 5того класса экзамены будут 2 раза в год + 2 промежуточных экзамена(возможно это мой плохой китайский язык и они подразумевают контрольные, а не экзамены, но в Китае это очень важный момент, о котором я расскажу далее)
Далее, о стремлении к знаниям. В Китае это очень условно, если это вообще есть. Во-первых, дети находятся в школе с 7.40-8.00 до 15.30-17.30(в зависимости от возраста), что сильно ограничивает ребёнка и не оставляет ему свободного времени, дети очень утомленны и постоянно спят между уроками. Во-вторых, у них баснословное количество домашнего задания, она настолько огромно, что дети(а я видел за 3 года более 3000 детей и каждому классу задавал вопрос о домашнем задании) тратят на него более 4х!!! часов в день, а ведь домой они приходят в 5-7 часов вечера. Не вижу здесь обоюдного стремления к знаниям. Теперь пункт 2
2. Цели, задачи.
Цель системы Сухомлинский видит в воспитании всесторонне развитой гармонической личности, в расцвете всех ее сторон, полном в той мере, в какой уровень развития производительных сил, общественных отношений и воспитания делает это возможным.


В Китае не стоит такая задача, это моё личное мнение, я очень люблю Китай и глубоко уважаю эту страну и её людей, но здесь ещё очень много проблем с образованием.
Китайская система создаёт роботов(смотри пункт 1). Это вам докажет любой человек общавшийся с китайцами. Они не имеют инициативы, всё делают точно по инструкциям и даже мельчайшее отклонение от инструкций ставит их в тупик. Пример: в инструкции написано, что яйцо надо разбивать ножом и жарить на тефлоновой сковородке, если у китайца будет чугунная сковородка и вилка он яйцо не пожарит. Я утрирую, но это очень часто доходит до абсурда. Почему так? Я думаю это всё из-за китайского языка, так как его можно выучить, только, прописывая иероглифы тысячи раз и это очень весомый фактор. Второй весомый фактор – это культура, это когда родители заставляют детей учиться и наказывают детей если они получают 97 из 100. Я лично видел 3 случая когда родители наказывали детей. Первый - отец после экзамена бил свою 10!!!! летнюю свёрнутой тетрадкой и кричал: «почему у тебя 97, а не 100!». Конечно, он не бил её со всей силы, но и не гладил. Второй – женщина лет 35 не давала своему 12 летнему сыну сесть в автобусе, так как он плохо сдал экзамен. Третий – отец давал сыну весьма серьёзные подзатыльники, когда тот показал ему контрольную. Добавим сюда то, что родители не виноваты, в Китае ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ конкурс на место. Снова доходит до абсурда, китайские студенты не могут поступить в университет в Китае, так как там бывает и по 1000!!! человек на место родителям приходится отправлять их учиться в США или Европу(говорю о тех у кого такая возможность есть). Третий фактор – система, которая будто бы создана для того, что бы забивать людям голову. Бесконечные домашние задания и экзамены, постоянный прессинг со стороны родителей, замкнутость круга общения и отсутствие интересов, так как у них нет времени.

3. Педагогические идеи.
Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял идее нравственного воспитания, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя.


Школа для китайский учеников, действительно, как семья, ведь они проводят в школе по 10 часов в день. Но вот с остальным проблемы. В Китае жёсткая стандартизация. В каждом классе висят портреты лучших учеников и их оценки. Есть уголок, где вывешивают список учеников по успеваемости. Я не видел, что бы кто-то учитывал возрастные или другие особенности детей, так как никого, даже родителей, не интересует морально развитие ребёнка. И учителей и семью интересуют только оценки. Про сферы духа и говорить нечего.

4. Отношения.

4.1. Педагог – ребенок.
Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.


Я повторюсь. В Китае 50 человек в классе. Учитель физически не может их всех знать. Всё просто: если ученик не делает домашнее задание – он получает плохую оценку, а так как домашнего задания у учеников слишком много, то они его делают тяп-ляп. Это абсолютно логично и практично, ведь учитель у которого 500!!!! Учеников не в состоянии проверить 500 домашних заданий. Если ученик себя плохо ведёт – его выгоняют из или наказывают( я видел и физические наказания, когда детей били линейкой по пальцам) если сильно провинился - звонят родителям, которые тоже его наказывают. Получается порочный круг. Кстати о наказаниях, я не раз видел детей, которые по 100!!!! Раз прописывали одно предложение, так как допускали в нём ошибку и учитель их так наказывал. Прошу читателя не считать меня пессимистом я видел и хороших учителей, но система построена так, что по-другому нельзя. Ещё маленькая деталь: в одной школе для учителей есть специальный лифт, а дети могу использовать только лестницу.

4.2. Педагог – родитель.

В статье «Слово к отцам», Сухомлинский В.А. пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности». Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.


Детей действительно хвалят. Так как многие школы частные и им надо всячески показать родителям, что их дети здесь чувствуют себя хорошо. В некоторых школах запрещают ставить детям плохие оценки и вообще запрещают повышать на них голос и «косо на них смотреть» из-за этого дети просто неуправляемые или апатичные. Они ничего не хотят или наоборот ведут себя вызывающе, так как знают, что им ничего не будет.

5. Содержание (кружки, театр)
Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Также Сухомлинский прививал детям любовь к театру. Дети его творили, сами создавали спектакли. В системе В.А. Сухомлинского, в его Павлышкой школе существовало более 70 кружков. Некоторые их них ученики вели сами, получая за это зарплату.


С этим всё отлично. Детей постоянно куда-то водят и что-то показывают. Только вот театра в Китае нету)))). Я видел только традиционную китайскую оперу.


  • 1
отправить Ливанова на стажировку в Китай

Старые учителя, ещё советской закалки, всё-таки применяют. Особенно что касается формирования коллектива. Это и долгосрочные соревнования между командами, и распределение каждому сферы ответственности (кто цветы поливает, кто доску вытирает, кто класс проветривает, кто за чистотой следит, кто игрушки раздает-собирает и т.д.), и обязательный индивидуальный разбор личностных конфликтов, и коллективные творческие задания. И прогулки и игры на свежем воздухе - после уроков и перед продленкой.

Интересно, что классы таких учителей по выходе из начальной школы так и остаются дружными и активными до конца, до самого выпуска. И разительно отличаются в лучшую сторону от классов тех, кто эту методику не применяет. А это в основном современные учителя - недавние выпускники, которые уже "оказывают услуги образования", а не несут свет просвещения и воспитывают творца и созидателя для прогресса общества.


Edited at 2015-06-13 10:33 pm (UTC)

В том и дело, что применяют только некоторые учителя, да и то, которые уходят.
На массовую ситуацию это не влияет.

Да, да. Но как очевидна разница даже у нас! Подход Сухомлинского выброшен на свалку вместе с советской педагогикой, вместе с идеей о важности коллектива, о полезности обществу.

Это всё в рамках новой идеологии: учителя, как обслуживающий персонал, оказывают "образовательные услуги" "не рабам". Чтобы не дай бог не зародить в будущих квалифицированных потребителях "рабского трудолюбия", им (т.е. детям, к.т. "не рабы") даже запретили убирать за собой в классе. На это же есть уборщицы. А дети только получают "услуги".

И в психологии общества что-то незаметно сдвигается. А в школьных коллективах всё чаще случаи травли, издевательств, соперничества на почве имущественного статуса родителей и т.д. Всё меньше атмосферы дружбы, взаимопомощи и коллективизма.

Так задумано. Для нынешней российской школы Сухомлинский действительно не нужен.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account