Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Такие разные валенки…
Autumn
flojolet

Лидия Русланова

Очень давно хочу написать об эволюции моих музыкальных вкусов за последние примерно 5 лет. Не могу сказать, что явилось причиной такой эволюции: возраст или еще что-то. Наверное, все вместе.

Я училась петь примерно лет 7 в сумме. У двух разных педагогов, по разным методикам, но всегда по направлению академического вокала. Что из этого получилось? Да, собственно, ничего. То есть, петь я как-то научилась, и мой уровень был сильно выше большинства звезд эстрады, но, конечно, до уровня оперной певицы не дотягивал. Так или иначе, а певицы из меня не вышло.
И в какой-то момент я заниматься бросила из-за проблем со здоровьем, а после уже не вернулась. Но когда я бросила петь «итальянские романсы» (в кавычках, потому что это собирательный образ), то вся западная музыка от меня отпала, как шелуха, а остались только народно-эстрадные русские песни (например, «Оренбургский платок»). Их я пела на кухне или в ванной для себя. От них у меня шли мурашки по коже, а остальное забылось.
И вот совсем недавно, меня по-настоящему проняло от народных песен. Я их никогда не любила, избегала. Они мне казались смешными и нелепыми. В общем, не понимала я их.


Послушайте «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой:



Если кто-то думает, что это -  песня про валенки, то он ничего не слышит вообще. Эта песня про любовь, про прошедшую сильную влюбленность в молодости. И она должна звучать из уст зрелой женщины, у которой это сильное и всепоглощающее чувство было, и она счастлива оттого, что оно было. И именно это воспоминание не дает исполнительнице зачерстветь с годами. Она вспоминает с радостью о своей ревности.
В тексте песни нужно читать между строк для того, чтобы все это услышать. И еще совершенно необходимо послушать песню в таком душевном исполнении, чтобы певица донесла до слушателя все, что между строк.


А не в таком (смотреть с 1:03):



Молодая, красивая барышня с голосом. Но совершенно пустая. Она текст песни даже не связывает между куплетами по смыслу. Танцоры обыгрывают тему валенок и зимних принадлежностей. После этого я могу назвать валенком того, кто это режиссировал. А любовь получилась какая-то крикливая и распутная, не любовь даже, а весенний гон.

Хочется отметить еще одну важную особенность современного подхода к народным песням. Их поют, даже разучивают с детьми, но не допевают до конца. Мне это раньше объясняли тем, что тексты в них какие-то неприличные.

А вот сейчас я в этом не уверена.

Вот есть замечательная песня «Пойду ль я, выйду ль я». Полный текст у нее такой:

Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во дол, во долинушку, да,
Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я, да,
Сорву ль я, вырву ль я, да,
С винограда ягодку, да,
С винограда винную.

То ли мне не ягодка, да,
То ли мне не винная, да,
Я цветочек сорвала, да,
Я веночек совила.

Кинуся, брошуся, да,
Кинуся, брошуся, да,
Ко молодцу на колени,
Ко молодцу на колени.

Я у молодца сижу, да,
Я на молодца гляжу, да,
Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет?

Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет? – да,
«Я любить-то не люблю, да,
Наглядеться не могу!»


Ее в лучшем случае допевают до того места, где барышня свивает венок. Например, так (смотреть с 0:33):



И совершенно непонятно о чем песня. И это тоже отталкивает слушателя – ерунда какая-то.

А если задаться вопросом, что в песне неприличного? У нас нынче на каждом канале ТВ можно увидеть по нескольку раз в день как какая-нибудь барышня напивается (с винограда винную) и на колени молодцу заскакивает, а молодец потом ее бросает, так как не любит.

Мы оцениваем песню со своей точки зрения, что вот песня о разврате, чего его (разврат) плодить? А песню нужно рассматривать с точки зрения традиционного слушателя, для которого такое поведение совершенно недопустимо, максимально аморально. Эта песня – предостережение молодым девушкам: «Вот, что бывает, если так себя вести». Песня несет воспитательную функцию. На мой взгляд, именно таких песен нам сейчас очень не хватает. Новых воспитательных песен не пишут, и выходит, что даже от имеющихся, переданных нам предками песен отрезают самые ценные куски и выбрасывают.

Вообще, русский фольклор, как я его сейчас чувствую, отличается от западного фольклора примерно как китайский язык от английского. В английском важны звуки (текст): что написано, то и имеется в виду. В китайском важна интонация, от нее меняется смысл. А русский язык находится где-то между относительно этих критериев – важен и текст и эмоциональный посыл. Прошу к аналогии не относиться слишком серьезно.


Русская песня наполнена смыслами и чувствами. Клад лежит под ногами, просто возьми его.




  • 1
В народных песнях ценно содержание. Форма может юыть любой, обычно обманчиво простой.

Примерно тоже само происходит и с танго. Лет до 30-35 его просто не о чем танцевать. А после, смотришь на "эстрадные" номера и диву даешься. Зачем, о чем, кому они танцуют

Спасибо! Написано от души!

Не уверен, что понимаю смысл термина "весенний гон"... Это как у оленей?

Народные песни штука опасная. Помню свое ошеломление, когда вслушался до конца в отличную украинскую народную песню "Горiла сосна, палала". А в ней не много не мало групповое изнасилование козаками юной девушки, с последующим убийством и сожжением тела несчастной.

А вот знаменитая русская народная песня "Во поле березка стояла. В ней речь о выданой за старого нелюбимого мужа девушке, мечтающей о молодом. Собственно текст:


Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Не кому березу заломати,
Не кому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Срежу с березы три пруточка,
Сдеаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.

Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени.
Люли, .люли, на сени.

Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити:

"Встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися.

Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися.

Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубенка, оденься.
Люли, люли, оденься.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.

Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.

Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени.

Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити:

"Встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися.

Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися,
Люли, люли, утрися.

Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься..."

Edited at 2015-02-10 10:37 pm (UTC)

"Не уверен, что понимаю смысл термина "весенний гон"... Это как у оленей?"
Это у всех. Можно было написать "играй гормон", но по стилю не подходило. )

А песня, она на то и песня, чтобы отражать то, отчего человек радуется или страдает.

Они понимают, что в этих песнях что-то есть и находит отклик у людей. Но не понимают, что там есть и как надо это людям передать.
Вот и получаются камышовые самолеты.

Вот не может быть никакого отклика на приведенное исполнение молодой барышни.
Они ловят тренд, моду, фишку. Делают карьеру, а себя как отдавать не знают и не видят смысла.
Она перед песней говорит, что она получит удовольствие.
От чего? От самолюбования?

Спасибо, замечательная статья. Очень верно подмечено. Я могу сравнить песни с танцами. Моя дочь когда-то занималась танцами. Так вот им до запрещали танцевать пасадобль до определенного возраста и определенной степени мастерства (это такой эмоциональный испанский танец про бой быка с тореадором) - из-за того, что могут неправильно танец станцевать, то есть выбросить содержание.

С утра прочитала вашу заметку и всё, напеваю "Валенки"...

Современной исполнительнице очень мешает во-первых, этот эстрадный гламур, который к песне вообще не идет, а во-вторых, нежелание представлять и воспринимать песню, как нечто самодостаточное, если бы девушка знала, что держать внимание зала ей нужно будет с помощью своего нутра, своих вокальных данных и гармониста, возможно, она бы извлекла из себя что-нибудь стоящее.

Не знаю, мне и вовсе кажется, что она поет не своим голосом. Там проблемы глубже.

Ну, тут я не могу судить вообще, музыкальный слух не позволяет.
Мне лишь показалось, что она стремится подражать Руслановой

Согласна, стремится. Потому и поет не своим голосом.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account