Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Обучение или развлечение?
Autumn
flojolet
Оригинал взят у gol_olga в Обучение или развлечение?
Единый портал12 ноября на сайте для раскрытия информации о подготовке ведомственных приказов  опубликован проект приказа Минобрнауки «Об утверждении Перечня показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций». Обсуждение будет идти до 27 ноября. Ознакомление  с текстом приказа  удручает. Критериев всего три: степень информационной открытости организации, степень комфортности условий и степень удовлетворенности получателей услуг. Каждый критерий представлен несколькими показателями, но сути это не меняет: ничего, касающегося объективной оценки качества полученного образования, нет - ни оценки уровня усвоения учащимися программного материала (образовательного стандарта), ни оценки динамики этого уровня в течение учебного года.

При этом показатель удовлетворенности услугами никак нельзя расценивать как показатель качества полученного образования. Ведь удовлетворенность зависит от того, выполняются ли желания человека. А в современных условиях желаниями человека легко управлять. Так что этот показатель во многом будет зависеть не от качества образования, полученного детьми, и не от профессионализма учителей, а от политики школы в отношении родителей.

Такое развитие событий является следствием осуществляемых в области образования реформ, призванных перевести систему образования со знаниево-ориентированного подхода на личностно-ориентированный. Например, заведующая лабораторией дидактики в Институте стратегии и теории образования Осмоловская И.М. в учебном пособии «Дидактика» при характеристике этого подхода сразу после красивых слов о том, что «в личностно-ориентированном обучении не ученик существует для системы обучения, а система обучения для ученика», пишет «И обсуждать педагогический коллектив будет прежде всего продвижение, развитие ученика, психологическую комфортность обучения в школе, удовлетворенность ученика процессом обучения, а не степень усвоения учебного материала, успешность прохождения учебной программы». В соответствии именно с этими установками систему образования планомерно форматируют, в том числе подгоняя в заданные рамки инструмент оценки  качества деятельности школ.

Еще одна причина исключения из оценки деятельности образовательных организаций оценки качества полученного образования - внедрение в школы инклюзивного образования в виде совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. РВС уже писало об особенностях инклюзивного образования  и о том, что на самом деле инклюзия в виде совместного обучения приносит вред как детям-инвалидам, так и обычным детям, лишая и первых, и вторых возможности получить образование, максимально раскрывающее их способности (т.е. инклюзия понижает качество полученного образования). Впрочем, если образовательную организацию рассматривать не как место, где получают образование, а как бесплатную  камеру хранения ребенка в дневное время (пока родители работают), то инклюзия, конечно же, будет наиболее эффективным способом решения вопроса. И в этом случае данный перечень показателей для оценки качества деятельности организации будет исполнять свою функцию, а наличие в школе детей с ограниченными возможностями здоровья не ухудшит показатели школы.

Прошло то время, когда учитель вызывал родителей для того, чтобы указать на проблемы ребенка в обучении, рассчитывая на родительскую помощь.  Как мы видим из подготовленного перечня показателей оценки качества деятельности, школа уже не заинтересована в усвоении учеником учебного материала. Она заинтересована в удовлетворении родителей и учеников. Какое-то время по инерции учителя будут еще пытаться давать знания всем, а не только тем детям, которые выразят желание. Но это никак поощряться не будет или даже будет пресекаться – ведь вызванное такими попытками напряжение ученика, побуждение его к обучению может отрицательно сказаться на степени «удовлетворенности» качеством предоставляемых образовательных «услуг». В результате учителя из  людей, несущих знания, окончательно превратятся в людей, присматривающих за детьми. А школы вместо храма, в котором осуществлялось приобщение детей к богатствам, накопленным человечеством за века существования, станут  местом тусовки детей, т.е. всего лишь бесплатным учреждением для развлечения.

Не сомневаемся, что многие родители не готовы мириться с таким положением дел. В этих условиях спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Помимо информирования общества о пагубности для развития личностно-ориентированного подхода в образовании, необходимо взять под контроль деятельность образовательных организаций в части усвоения детьми учебного материала. Правом родителей влиять на оценку качества деятельности школы и тем самым - на улучшение качества образования своего ребенка можно и нужно пользоваться. Обращаемся к родителям с призывом не уклоняться от объективного оценивания успехов своих детей в школе и подходить к этому вопросу очень серьезно: не ограничиваться просмотром оценок ребенка, а беседовать с учителями для выяснения действительного состояния дел и необходимости корректировки процесса обучения, если он не справляется с освоением программы. Ведь качественное образование детей  - залог будущих успехов как самих детей, так и страны в целом.

promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…

  • 1
Бредовая концепция! Комфортность им подавай! В моё время нам внушали, что учёба - это труд. В 1990/91 гг. работала в школе, говорила на родительском собрании, что дети не учат материал. А ведь как выучить иностранный язык, если не учить слова и правила, не повторять их? Одна мамаша спросила: "А может, им неинтересно?" Да если бы я в 10 лет дома вякнула, что мне тот или иной предмет неинтересен, мать мне 2 часа читала бы мораль! Когда дочь пошла в школу, я сразу говорила ей, что не всё, даже далеко не всё будет интересно, что надо будет работать, учить. Она это осознаёт и учится хорошо. Очень вредят, на мой взгляд, безмерно расплодившиеся "школы раннего развития". По отзывам мам, которые водят туда детей, поняла, что дети иной раз бывают перегружены информацией, перевозбуждены. Кроме того, там всё ведётся в игровой форме, что и нужно для дошколят, но дети начинают считать, что и в школе будут сплошные поигрушки и развлекаловка. А в школе-то надо уже трудиться!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account