Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Сухомлинский о коллективе и о создании коллективов в школе
Autumn
flojolet


Что такое коллектив в общих чертах я уже описывала в одной из своих статей. Сегодня это понятие используется в основном для эффективного бизнеса, поэтому основные аспекты создания коллектива размылись окончательно. Я использую слово «окончательно», так как изучая опыт одного из самых интересных педагогов советского периода Василия Александровича Сухомлинского, вижу, что эти вопросы и в его время недостаточно осознавались педагогами.

Коллективное и индивидуальное развитие должны идти рука об руку и основой для их синтеза должно быть общее духовное, идеальное начало. Вот такое определение коллектива дает Сухомлинский:

«Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей, И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями».
Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина».

В своей работе Сухомлинский изучал и переосмысливал опыт Макаренко – самого передового педагога своего времени. Но условия для работы у Сухомлинского и Макаренко были разными. Макаренко занимался вопросами создания коллектива в коммуне, в которой коммунары зависели друг от друга полностью и для всех стоял вопрос выживаемости. А Сухомлинский работал в общеобразовательной школе, из которой большинство детей уходили после уроков домой в свои семьи. Отсюда и некоторые различия в подходах. Сухомлинский считал основной задачей – воспитание первичного классного коллектива (и участие детей в других коллективах), в то время как возможность общешкольного коллектива подвергал сомнению.

«И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе - великое множество разных коллективов и что так называемый первичный и так называемый общешкольный коллективы никак не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Что касается общешкольного коллектива, то вообще надо подумать, возможен ли он в шаблонном понимании в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной нашей школы, объединяющей до 1000 ребят <…>. Много лет я пытался создать этот самый общешкольный коллектив. И чем больше стремился к этому, тем ярче выступала тенденция - коллектив ради коллектива, деятельность во имя того, чтобы были «руководство», «подчинение», «взаимозависимость». <…> Но вся беда в том, что чаще всего никаких духовных, эмоциональных связей, прочных и длительных, между старшими и младшими не возникает. И я не осмелюсь заявить, что в сознании учеников младших классов удалось таким путем утвердить мысль, что они - члены общешкольного коллектива».
Сухомлинский В.А. «Педагог - коллектив – личность»


Как я уже писала, Сухомлинский считал очень важным трудовое воспитание школьников. Под трудом он понимал, как физический труд, так и учебный, причем учебный труд ставился выше, и трудолюбие в учении считалось более высокой стадией трудового воспитания. Любой труд должен приносить чувство удовлетворения:

«Дети должны убедиться в том, что, достигнув цели, выполнив ту или иную работу, они станут лучше, жизнь их будет интереснее. Главным результатом проделанного должно быть коллективно пережитое чувство морального удовлетворения, гордости».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коллективизма у школьников».

Но Сухомлинский считал также важными коллективные развлечения и игры. Дети все-таки.

Вдохновить школьников на труд для коллектива Василий Александрович считал самой важной задачей воспитателя. Такой труд обогащает духовную жизнь учеников, формирует чувство долга перед коллективом. Но в процессе выполнения коллективного труда и достижения общей цели, ребенок должен вкладывать в этот труд как можно больше своего личного, индивидуального. Причем результаты труда учеников должны быть как можно более конкретными. Так через развитие индивидуальных возможностей происходит развитие коллектива в целом.

«Следует избегать ставить перед учениками младших классов такие общие цели, как успешное окончание учебного года, переход в следующий класс и т. п., так как это еще не может побудить детей к активной коллективной деятельности. Если и возможна далекая перспектива в жизни коллектива младших школьников, то она всегда должна быть связана с чем-то очень ярким, волнующим, с радостным событием. <…> Есть мастера-воспитатели, умеющие добиться того, что дети с волнением ожидают не какого-нибудь праздника, а самого обыденного будничного события, например сбора металлического лома или древонасаждения».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коллективизма у школьников».

Очень важно в процессе воспитания личности в коллективе – это опыт благодарности коллективу за помощь в трудной ситуации.

«Неизгладимый след в душе воспитанника оставляют чуткость и заботливость, проявленные воспитателем. Но еще сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый ребенок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».
Сухомлинский В.А. «Верьте в человека».

Детей воспитывает помощь не только друг другу, родителям, но и другим людям, не входящим в круг их обычного общения: старикам, инвалидам, всем, кто нуждается в помощи. Помощь эта должна быть не время от времени, а постоянна.

«Нельзя представить себе высокоидейное воспитание ученического коллектива без такой помощи. Она является наиболее конкретным, доступным детскому пониманию выраже­нием социалистических взаимоотношений советских людей».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коллективизма у школьников».

Сегодня как нельзя остро стоит вопрос о том, нужен ли за детьми постоянный надзор. Наше общество деградировало до такой степени, что родителям страшно отпускать детей одних на улицу. Система образования с этого года ввела дополнительное образование таким образом, что ребенок может остаться в школе после уроков и пробыть там до 4-5 часов вечера, то есть практически до момента возвращения родителей домой. Вопрос о личном времени и свободе школьников ставился и в 60-е 70-е года во время работы Сухомлинского в Павлышской школе. О попытке занять все свободное время у детей он писал:

«Наше стремление как можно надежнее организовать жизнь учащихся доходит подчас до абсурда. Комсомольские организации требуют, чтобы даже в выходные дни в школах был организован коллективный отдых подростков, чтобы даже в воскресенье учителя их развлекали, следили, чтобы не попали они в дурную компанию. Вся эта псевдозабота о нравственности подростка будит тревожные мысли: кого же мы воспитываем? В душе человека, которого до зрелости боятся распеленать, перекармливают удовольствиями и радостями, поселяются пустота и скука».
Сухомлинский В.А. «Воспитание и самовоспитание».

Когда старшее поколение рассказывает о коллективе, то часто можно услышать упоминание о «коллективных выволочках», об осуждении коллективом за какие-то ошибки или провинности. Такая методика часто переносилась и на детские коллективы, не учитывая тонкую организацию детской души.  Попытка применить коллективное наказание часто приводит к ослаблению коллектива и возникновению круговой поруки против несправедливости педагога.

«Каковы бы ни были факты, побуждающие учеников к взаимному покрывательству, суть дела всегда одна и та же - это неуместное применение такого тонкого метода воспитания, как наказание. А ведь нередко воспитатели пытаются даже добиться того, чтобы детский коллектив одобрил наказание, наложенное на школьника, создают видимость общественного мнения у детей, даже делают попытку наказывать от имени коллектива. Эти попытки приносят очень большой вред, так как вносят дезориентацию в тот небольшой опыт общественной жизни, который есть у школьников».
Сухомлинский В.А. «Верьте в человека».

Коллективное наказание часто носит характер обнажения перед обществом каких-то личных деталей, которое даже взрослые переносят плохо, а дети и подавно. Говорить о личном можно только в сформированном коллективе, членов которого объединяет нравственная и идейная общность.

«Воспитатель должен осторожно подходить к решению вопроса о том, можно ли посвящать коллектив в то, что воспитанник считает глубоко личным, неприкосновенным. <…> Обнажая личное, сердечное, воспитатель не только унижает человеческое достоинство воспитанника, но и притупляет его эмоциональную чуткость, огрубляет натуру, воспитывает - незаметно для самого себя и, может быть, вопреки своим намерениям - ту толстокожесть, которая в конечном счете ведет к эмоциональному невежеству. <…> Часто говорят об общественном мнении коллектива, о его влиянии на личность... Все эти вещи возможны и становятся реальностью лишь при том условии, если в школе, в коллективе - высоконравственная атмосфера, сформировано активное отношение к нравственным ценностям. Без этого не может быть и речи об общественном мнении коллектива, без этого сообщество школьников остается рыхлой массой, толпой и, следовательно, не является коллективом».
Сухомлинский В.А. «Этюды о коммунистическом воспитании».

И самое важное, что коллектив несет в себе не только индивидуальные достоинства каждого человека (ученика), но и коллективную ответственность за ошибки и дурные поступки каждого члена коллектива.

«Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки».
Сухомлинский В.А. «Верьте в человека».


И снова, разбираясь в вопросах воспитания и изучая опыт Василия Александровича Сухомлинского, я задаюсь вопросом: ведь еще 50 лет назад существовали подробные наработки по ключевым вопросам воспитания, где же практическое применение? Где осмысление опыта, который получен кропотливым, ежедневным, бескорыстным трудом?

promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…

  • 1
Великолепно! Спасибо большое. Много нового узнал для себя, как для исследователя педагогической проблематики.
Особенно порадовало заключение. Я часто задаюсь именно таким же вопросом: где практическое применение?! Почему его нет?! СССР развалился. Не потому ли, что школа (в том числе и в первую очередь) плохо воспитывала?
И один вопрос:
Была ли у Сухомлинского на эту тему какая-нибудь конкретика? Большая, чем автором выделена.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account