Социальные проблемы, новости Подмосковья, культура, наука

Previous Entry Share Next Entry
Телеграмма И.В. Сталина в музее школы № 5
Autumn
flojolet
Оригинал взят у dubna_petrov в Телеграмма И.В. Сталина в музее школы № 5
Историко-краеведческий музей в школе № 5 города Дубны – наверное, самый крупный из всех существующих в настоящее время дубненских школьных музеев. В нём хранится более 1,5 тысячи экспонатов, отражающих историю нашего города и края с древнейших времен до второй половины ХХ века.

Этот музей был открыт в 1997 году. Собирание музейных экспонатов и документов начала еще в середине 1970-х годов Нина Петровна Викторова, почетный гражданин Дубны, бывшая в то время председателем Дубненского горисполкома. Ей активно помогала директор школы Наталья Михайловна Шувикова, а также ветераны войны, краеведы, учителя и ученики школы № 5. В дальнейшем на протяжении многих лет музеем заведовала Валентина Ивановна Ушаков, также приложившая усилия к его расширению и развитию.

В экспозиции музея школы № 5, в разделе, посвященном Великой Отечественной войне, представлен бланк телеграммы полученной коллективом завода № 458 (в настоящее время – Дубненский машиностроительный завод) 6 апреля 1944 года от Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР  И.В. Сталина.

Здесь же в музее представлена справка эксперта оперативно-технического отдела криминалистической лаборатории УВД Мособлисполкома Л.Н. Кайновой от 22 июля 1977 года. В этой справке говорится о результатах исследования телеграммы со слаборазборчивым рукописным тестом, выполненным красителем красного цвета. Для прочтения телеграмма исследовалась экспертом под оптическими приборами с применением различных светофильтров, в результате чего был прочитан следующий текст:


Москвы 2212 51 9 9/п 9-40
военная правительственная

Кимры Калининской обл з-д 458
директору з-да т. Четверикову
парторгу з-да тов Соловьеву
председателю завкома тов. Пашенцевой

Хочу передать рабочим и служащим завода Р 458 собравшим 50 000 рублей на строительство военно-воздушных сил Красной Армии мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Иосиф Сталин

Также экспертом был прочитан текст почтового штампа. Он датирован 6 апреля 1944 года и содержит надпись «СССР Подберезье Калининск. Кимрск.».

Завод № 458, коллективу которого направил свою благодарственную телеграмму И.В. Сталин в 1944 году, возник несколькими годами раньше, и носил первоначально № 30, который до сих пор сохранился в повседневном наименовании левобережной части Дубны «тридцаткой». Этот завод был построен в рамках реализовывавшейся Советским Союзом в 1930-е годы программы создания своих гидросамолетов военного предназначения. Уже к середине 1930-х годов в СССР появились уникальные образцы «летающих лодок». 25 апреля 1937 года летчик Ершов поднимается на высоту почти 10 километров на гидросамолете АРК-3 конструкции И.В. Четверикова. Несмотря на успехи в конструировании самолетов, по их производству СССР не входил в число ведущих стран-производителей мира. Отставание в этой сфере, на фоне напряженных политических событий предвоенных лет, необходимо было преодолеть, и сделать это нужно было в кратчайшие сроки. Задачу по производству новейших гидросамолетов предстояло решить заводу № 30.

То, что сегодня мы называем Дубненским машиностроительным заводом, в 1935 году находилось в проектной разработке Гипроавиапрома и планировалось как филиал № 30 Савеловского завода, каковым после постройки и оставалось вплоть до 1940 года. В 1936 году проект строительства завода был утвержден.

Для строительства завода по производству «летающих лодок» был выбран участок на левом берегу Волги недалеко от села Подберезье, близ головного узла канала Москва-Волга. Первая очередь завода вступила в строй в 1938 году, населенный пункт, в котором она располагалась, получил название рабочий поселок Иваньково.

К 1941 году завод занимался производством гидросамолета ЧЕ-2 разработки И.В. Четверикова. После начала войны часть коллектива работает над доводкой и испытанием модификации гидросамолета МДР-6 «Б», а остальных переводят на производство для работ по серийному выпуску гидросамолета ЧЕ-2.

Когда немецко-фашистские войска приблизились к Москве и к будущей Дубне, завод был отправлен в эвакуацию. После разгрома немцев под Москвой, в начале 1942 года завод вернулся в Иваньково. К этому времени он назывался уже не заводом № 30, а заводом № 458; а позднее даже фигурировал под номером 1.

Директором завода № 458 и его главным конструктором в мае 1942-го был назначен И.В. Четвериков, который в этой должности оставался по апрель 1946 года. Всё это время завод продолжал выпускать изделия И.В. Четверикова. Упор делался на усовершенствование летно-технических характеристик изделий. Кроме того, на заводе производились детали для штурмовика Ил-2. В память об этом один из таких самолетов установлен в качестве памятника в нашем городе.

А рабочие и служащие завода в тяжелые военные годы собрали для строительства военных самолетов из своих небогатых зарплат и сбережений 50 тысяч рублей, за что им и выразил благодарность телеграммой И.В. Сталин. Из таких самоотверженных дел и складывалась, в конечном счете, победа над врагом.

Материал подготовлен Ф.Н. Петровым с использованием информации из экспозиции музея № 5, официального сайта Дубненского машиностроительного завода и фрагментов из книги С.А. Гора «Тридцатка» (опубликована полностью в 2013 году).

promo flojolet april 23, 2016 22:52 4
Buy for 20 tokens
Очень интересное исследование, даже для неэкспертов. Рекомендую ознакомиться! Оригинал взят у anti_fascist1 в АКСИО‑6.Всероссийский опрос общественного мнения по проблемам образования 23.04.2016 Как известно, последние 25 лет россий‑ ское образование — и…

?

Log in

No account? Create an account